Индия хочет получать из России 40 млн т металлургического угля в год

Но поставки зависят не от угольщиков, а от расширения транспортных мощностей
Представитель Минэнерго России уточнил «Ведомостям», что суммарные поставки российского угля в Индию в 2020 г. составили около 8 млн т, из которых 1,2 млн т – коксующийся уголь
Представитель Минэнерго России уточнил «Ведомостям», что суммарные поставки российского угля в Индию в 2020 г. составили около 8 млн т, из которых 1,2 млн т – коксующийся уголь / Андрей Гордеев / Ведомости

Индия договорилась о поставках из России до 40 млн т коксующегося (металлургического) угля в год. Меморандум об этом в ходе форума «Российская энергетическая неделя» подписали министр энергетики РФ Николай Шульгинов и министр сталелитейной промышленности Индии Рам Чандра Прасад Сингх. По словам Шульгинова, документ будет стимулировать предприятия России и Индии в освоении угольных месторождений, развитии логистики и инфраструктуры, продвижении НИОКР.

Представитель Минэнерго России уточнил «Ведомостям», что суммарные поставки российского угля в Индию в 2020 г. составили около 8 млн т, из которых 1,2 млн т – коксующийся уголь. В январе – сентябре 2021 г. Россия экспортировала в Индию 5 млн т угля, в том числе 500 000 т коксующегося.

Источник, знакомый с подготовкой меморандума, сообщил «Ведомостям», что у российских компаний есть возможности значительно увеличить добычу коксующегося угля, в первую очередь поставки могут нарастить «Сибантрацит» и «СДС-уголь». Но железнодорожных мощностей для такого роста поставок недостаточно, отметил он, и поэтому в меморандуме не указаны конкретные сроки увеличения экспорта до 40 млн т. Источник в угольной компании пояснил «Ведомостям», что стремление Индии нарастить поставки российского угля обусловлено как развитием металлургии в стране, так и желанием снизить зависимость от австралийского угля.

Крупнейшие российские производители коксующегося угля не ответили на запросы «Ведомостей» на момент публикации. «Сибантрацит» ранее сообщал, что в марте начал отгрузку коксующегося угля судами большой вместимости (свыше 160 000 т) из Тамани. В первом полугодии компания отправила на экспорт шесть балкеров общим объемом свыше 970 000 т, из них один – в Индию. В июне об интересе к поставкам коксующегося угля в Индию говорила «Ведомостям» председатель совета директоров «Колмара» Анна Цивилева.

Сколько угля вывозится из России

В 2020 г. общая поставка российских углей всех марок составила 375,2 млн т. Экспорт угля вырос на 2,2 млн до 212,2 млн т, в том числе коксующихся углей – 29,1 млн т. Россия с долей 16% занимает третье место в мире по экспорту угля после Австралии и Индонезии.

Потребление стали в Индии на душу населения остается самым низким среди крупных мировых экономик, говорит начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Страна планирует наращивать производство и будет ориентироваться на доменно-конвертерный метод, где коксующийся уголь является одной из основных составляющих, поясняет аналитик. Исполнительный директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков говорит, что Индия хорошо обеспечена рудой, но имеет проблемы с коксующимися углями.

Поставки австралийского угля сталкиваются с ограничениями, вызванными пандемией, и факторами зеленой повестки на более длинном горизонте, отмечает Красноженов. Но, по мнению управляющего директора сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниила Каримова, меморандум с Россией в первую очередь необходим Индии не для замещения, а для дополнительных потребностей. К 2024–2025 гг. Индия рассчитывает достичь годового производства в 180–190 млн т стали, а к 2030 г. – 300 млн т, говорит эксперт. По его словам, импорт угля из Австралии в Индию увеличивался на фоне его запрета в Китае и низкой цены.

В России реализуется крупный Эльгинский проект («Эльгауголь») с потенциалом экспорта более 30 млн т, напоминает Красноженов. Другие крупные производители коксующегося угля, включая «Мечел», «Распадскую» и «Колмар», также могут осуществлять поставки в Индию, считает аналитик. Цена премиальных марок коксующегося угля составляет более $400 за тонну на базисе FOB, говорит Красноженов, и данный уровень компенсирует увеличение транспортного плеча при поставках в Индию.

По словам Красноженова, предложение качественного коксующегося угля в мире ограниченно и российское сырье вполне конкурентоспособно даже при существенной коррекции цен. Цена на коксующийся уголь будет на достаточно высоких уровнях в следующем десятилетии, считает Каримов. Экспорт 40 млн т может дать России экспортную выручку в $6–7 млрд в год, подсчитал он.

Долгосрочные прогнозы по цене сходятся в районе $150–200 за тонну, соответственно, стоимость 40 млн т коксующегося угля составит $6–8 млрд, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но он считает, что пока ни добычные, ни транспортные возможности не позволяют резко нарастить поставки в направлении портов Дальнего Востока. Поставки российского коксующегося угля в 2020 г. на внутренний рынок и экспорт составили 67 млн т, говорит Бурмистров. С точки зрения наращивания добычи достижение такого прироста объемов возможно на горизонте 7–10 лет, полагает он.

Индия примерно равноудалена от портов Дальнего Востока и юго-запада России (Азово-Черноморский бассейн), поэтому логистические издержки для обоих направлений будут примерно сопоставимыми, говорит Каримов. Но, например, транспортировка угля из Восточной Сибири может осуществляться только через Дальний Восток, и именно эти месторождения – основной источник роста предложения коксующегося угля. Для увеличения поставок в восточном направлении необходимо расширение пропускной способности железных дорог и наращивание портовых мощностей, говорит Красноженов. Сейчас обсуждаются три варианта расширения БАМа и Транссиба, предложенных РЖД, напоминает Красноженов. В свою очередь, «Эльгауголь» рассматривает создание порта на берегу Охотского моря и строительство ветки к нему.

Первый этап развития БАМа и Транссиба предусматривал увеличение до 2021 г. провозной способности до 144 млн т в год, второй – до 180 млн т. Согласно проекту транспортной стратегии РФ до 2030 г. пропускную способность планируется нарастить до 240 млн т к 2035 г.

В 2020 г. через порты России было экспортировано около 174 млн т угля, говорит заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода. Осуществить перевалку и поставку еще 40 млн т (на 23% больше от текущей перевалки коксующегося угля) затруднительно, отмечает он. Но экспорт растет по мере развития портов и модернизации железных дорог, говорит эксперт. Объем перевалки угля на экспорт за девять месяцев 2021 г. через порты Северо-Запада и Юга вырос на 27% до 72,5 млн т, в основном благодаря Тамани и Усть-Луге.

Представитель РЖД не стал комментировать вывоз угля, прописанный в меморандуме, но отметил, что РЖД реализует инвестпроекты по расширению инфраструктуры для обеспечения вывоза перспективных объемов экспортных грузов, прогнозные параметры которых определены в стратегических документах правительства.

Сохранение высоких цен в среднесрочной перспективе позволяет отправлять уголь на Индию, распределяя грузопоток между портами Дальнего Востока и Юга, говорит Никода. Развитие порта Тамань предполагает увеличение мощностей по углю с 30 млн до 50 млн т, что увязано с развитием железнодорожной инфраструктуры и достижением провозных мощностей в сторону портов Юга до 131 млн т в год.

Представитель ОТЭКО заявил «Ведомостям», что только с июня по сентябрь через терминал ОТЭКО в Тамани в Индию поставлено 563 000 т угля, из которых 70% – коксующийся уголь. Объемы поставок могут быть увеличены в несколько раз, мощность терминала – 4 млн т в месяц, в начале 2022 г. она вырастет до 5 млн т. Потребность по поставкам заявленных объемов в Индию можно полностью закрыть одними только мощностями ОТЭКО, говорит собеседник «Ведомостей», но «бутылочное горлышко для экспорта – пропускная способность железнодорожных подходов».

Но наибольший экономический эффект достигается при поставках через восточное направление, указывает Никода. Сейчас на Дальнем Востоке есть профицит портовой инфраструктуры в объеме 20–25 млн т. Увеличение перевозок и перевалки угля в заявленных в меморандуме объемах будет возможно к 2024–2025 гг. по мере расширения мощностей БАМа и Транссиба до 180 млн т, считает он.