«Северсталь» поучаствует в проекте вакуумного поезда hyperloop в США
Компания может заработать до $9 млн на поставках проката«Северсталь» и американская Hyperloop Transportation Technologies (HyperloopTT) подписали соглашение, предусматривающее поставку стали российской компанией для строительства первого коммерческого прототипа транспортной системы hyperloop, рассказал «Ведомостям» представитель «Северстали».
Технология hyperloop – это система общественного транспорта, в которой используются стальные герметичные трубы с близким к вакууму давлением. Это позволяет транспортным капсулам внутри них перемещать пассажиров и грузы со скоростью до 1223 км/ч.
Не считая идей о создании так называемого вакуумного поезда в начале XX в., первую концепцию hyperloop в 2013 г. предложил основатель Tesla и SpaceX Илон Маск. В его видении этот тип транспорта должен представлять собой надземный трубопровод, по которому перемещаются транспортные капсулы длиной 25–30 м со скоростью от 480 до 1102 км/ч в зависимости от ландшафта. Поскольку на тот момент Маск сам не планировал заниматься проектом hyperloop, воплощением в жизнь его концепции вакуумного поезда занялась основанная группой энтузиастов в том же 2013 году HyperloopTT. Одним из сооснователей компании стал Дирк Алборн из краудсорсинговой платформы JumpStartFund.
«Северсталь» станет основным поставщиком стали для строительства первых 5 км полноразмерного коммерческого образца hyperloop, который послужит центром сертификации безопасности для HyperloopTT, говорит представитель «Северстали». По его оценкам, 1 км транспортной системы потребляет более 5000 т стали, а объем годового потребления стали строящимися проектами в 2030-е гг. составит 20 млн т ежегодно. Планируемый объем поставки по соглашению – более 10 000 т, уточнил «Ведомостям» представитель «Северстали». Предполагается, что окончательное местоположение строительства первых километров системы будет объявлено в ближайшее время.
Как хотели построить hyperloop в России
Соглашение «Северстали» не первое участие в проектах по созданию hyperloop со стороны российского бизнеса. Еще в 2015–2017 гг. фонд Зиявудина Магомедова Caspian VC Partners инвестировал более $100 млн в другой проект вакуумного поезда с созвучным названием – Hyperloop One. На Восточном форуме 2016 г. был даже представлен план строительства ветки hyperloop длиной около 65 км от китайского Хуньчуня до порта Зарубино в РФ. Его предполагалось реализовать в течение пяти лет. Но Магомедов был арестован в марте 2018 г. по подозрению в создании преступного сообщества, а в 2019 г. представители Магомедова и другого российского инвестора, Российского фонда прямых инвестиций, покинули совет директоров Hyperloop One, писал РБК.
HyperloopTT и инвестиционно-строительная компания из ОАЭ Aldar Properties в 2018 г. подписали соглашение о создании первой в мире коммерческой системы hyperloop, следует из сообщения на сайте HyperloopTT. Место для системы выбрано в эмирате Абу-Даби (ОАЭ), близко к границе с Дубаем. Коммерческая эксплуатация может начаться не ранее 2023 г., передавало в конце 2019 г. ближневосточное подразделение Refinitiv – Zawya. Идет ли речь о поставках российской стали именно для этого проекта, не ясно. В HyperloopTT на запрос «Ведомостей» не ответили.
Диаметр hyperloop – 2,23 м, это больше, чем максимальный размер трубы большого диаметра, поэтому трубы в проекте будут сварные, отмечает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. От «Северстали» потребуются только толстые листы шириной 5000 и 2000 мм, мощность производства компании по первым – 930 000 т в год, более узкие листы могут поставляться в объемах свыше 7 млн т в год, рассуждает аналитик. По его оценке, стоимость проката сейчас составляет в среднем $800–900 за 1 т, но, скорее всего, она снизится до традиционных $550–600 за 1 т. Таким образом, поставка 10 000 т проката – это $5,5–9 млн, подсчитал Гришунин. Пока проект имиджевый, но для «Северстали» это повод говорить об инновационности и «зелености», ведь hyperloop на 100% электрический, подчеркивает аналитик.
Аналитик по товарным рынкам «Открытие. Инвестиции» Оксана Лукичева соглашается с Гришуниным в части имиджевого статуса проекта. Но в случае успеха перспективы огромны, считает она. Заработок «Северстали» может составить около $9 млн при условии фиксации цены, но на специальные сорта стали существует премия и наверняка она будет учитываться, полагает Лукичева.