На логистическом рынке заключена первая сделка с зелеными сертификатами

Пока это имиджевый продукт, но в будущем он может приносить сотни миллионов евро
«Трансконтейнер» дальше намерена отдавать приоритет ВИЭ
«Трансконтейнер» дальше намерена отдавать приоритет ВИЭ / PIXABAY

«Трансконтейнер» закроет 100% потребности в электроэнергии за счет приобретения так называемых зеленых сертификатов, подтверждающих выработку на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Соглашение о приобретении международных сертификатов I-REC (International Renewable Energy Certificate) логистическая компания подписала 5 октября с основанной Олегом Дерипаской En+ Group.

Это первая сделка в России с зелеными сертификатами на рынке железнодорожной логистики. Ранее I-REC уже приобретали компании промышленного сектора, в том числе металлурги.

Сертификаты I-REC обеспечат сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу в объеме 7300 т эквивалента CO2, говорится в релизе «Трансконтейнера». Президент компании Александр Исурин уточнил «Ведомостям», что электроэнергия ВИЭ не повлияет на стоимость услуг, цена останется прежней. Он подчеркнул, что «это не разовая акция на этот год» и компания и дальше намерена отдавать приоритет ВИЭ. Исурин не уточнил объем электроэнергии и сумму сделки, но добавил, что соглашение с En+ позволит снизить углеродный след при экспорте алюминия UC Rusal (входит в En+).

Где еще есть зеленые сертификаты

Системы оборота зеленых сертификатов уже работают во многих странах. В частности, они есть в США, Японии, Китае, Евросоюзе. 
В Северной Америке действуют сертификаты Renewable Energy Certificates (REC), в Евросоюзе применяются низкоуглеродные Guarantees of Origin (GO), в большинстве других стран – международные зеленые сертификаты I-REC номиналом 1 МВт ч (выпускает ассоциация участников рынков энергии «Цель номер семь»). Компании приобретают их для достижения собственных корпоративных целей по снижению углеродного следа продукции либо по требованию властей.

UC Rusal и «Трансконтейнер» во вторник также подписали отдельный меморандум о сотрудничестве для снижения эмиссии парниковых газов при перевозках. В частности, речь идет о реализации алюминия низкоуглеродной марки Allow, углеродный след которого в 5 раз ниже, чем в среднем по индустрии, сказал гендиректор UC Rusal Евгений Никитин.

En+ Group участвует в выпуске сертификатов I-REC с декабря 2020 г. Сертификаты соответствуют объемам электроэнергии «Евросибэнерго» (выработка на ГЭС в 2020 г. составила 69,3 млрд кВт ч) и Абаканской солнечной электростанции (5,5 млн кВт ч).

По словам операционного директора En+ Вячеслава Соломина, пока продажа зеленых сертификатов не оказывает существенного влияния на финансовые показатели. Чтобы продажа сертификатов стала прибыльной, их стоимость должна вырасти с текущих 0,6 евро за 1 МВт ч до 50 евро, сказал он «Ведомостям». Это может стать возможным после запуска национальной российской системы зеленых сертификатов, добавил Соломин.

Сейчас подтвердить, что предприятие потребляет электроэнергию, выработанную ВИЭ – ветровыми (ВЭС), солнечными станциями (СЭС) и малыми ГЭС, – можно с помощью свободных двусторонних договоров (СДД) на поставку зеленой электроэнергии, заключаемых между генератором и потребителем, либо сертификатом I-REC.

Помимо En+ сертификаты I-REC выпускают «Русгидро», операторы ВЭС и СЭС, например «Хевел». В конце 2020 г. состоялась первая в России электронная сделка с сертификатами I-REC на блокчейн-платформе Сбербанка. Было продано около 5000 сертификатов. В начале 2021 г. еще 300 000 сертификатов приобрел золотодобытчик «Полюс».

Как писали «Ведомости», планировалось, что уже весной 2022 г. в РФ заработает электронная площадка (ЭТП) по торговле национальными зелеными сертификатами. Но сроки ее запуска могут сдвинуться, поскольку не готова законодательная база, говорил в интервью «Ведомостям» в июле 2021 г. председатель правления «Совета рынка» (регулятор энергорынков) Максим Быстров. В целом потребность российских компаний в зеленых сертификатах ранее оценивалась в 200 млн МВт ч в год. В конце сентября набсовет «Совета рынка» одобрил разработку добровольной системы использования в РФ зеленых инструментов: СДД, сертификатов и др. Тогда в регуляторе отмечали, что действующая сегодня система несет определенные риски, в частности несоответствие сертификатов реальному объему зеленой энергии.

Представитель «Совета рынка» подтвердил «Ведомостям», что при выпуске сертификатов I-REC могут возникнуть «риски правовой квалификации таких сделок и порядка их учета». Он также подчеркнул, что I-REC в ЕС не используются. «Ведущие страны мира внедрили и развивают собственные системы сертификации, так как это инструмент решения задач климатической повестки. Не видим причин, почему Россия здесь должна идти иным путем, нежели страны Евросоюза, США или Китай», – добавил он.

Эксперты сходятся во мнении, что приобретение зеленых сертификатов не даст «Трансконтейнеру» сиюминутных выгод. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин обращает внимание, что перевозка товаров в контейнерах не попала под трансграничное углеродное регулирование (ТУР) в ЕС. Принятый ЕС план снижения выбросов парниковых газов до нуля к 2050 г. предполагает ввод с 2026 г. трансграничного углеродного налога для импортного алюминия, стали, цемента, удобрений и электроэнергии. Приобретение сертификатов потенциально позволит снизить платежи в рамках ТУР, добавляет управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research» Александр Полыгалов.

Пока это имиджевая акция, но в контексте глобального тренда на декарбонизацию в перспективе это сделает «Трансконтейнер» более привлекательным для инвесторов и кредиторов, добавляет руководитель отдела спецпроектов департамента исследований ТЭК ИПЕМ Алексей Фаддеев. Нацеленность на ESG позволит компании эффективнее взаимодействовать с международными партнерами, в том числе банками и финансовыми компаниями, согласен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Но не стоит переоценивать эффект от покупки сертификатов «Трансконтейнером», добавляет Фаддеев. 7300 т CO2 – незначительный объем в сравнении с полным углеродным следом перевозок контейнеров по железной дороге, поясняет он. Значительно снизить углеродный след может только РЖД, владеющая локомотивами. Стратегия декарбонизации, по мнению Гришунина, также важна для РЖД, которая уже столкнулась с непониманием инвесторов из-за перевозок угля (фонд PIMCO, управляющий $2 млрд, отказался от покупки облигаций РЖД по этой причине. – «Ведомости»). В будущем можно ожидать приобретения зеленых сертификатов и другими транспортными компаниями, считает Полыгалов из «Открытие Research». В среднесрочной перспективе эта практика будет активно распространяться на других контейнерных операторов, в первую очередь – работающих на рынке транзитных перевозок из Европы в Азию и обратно, согласен Бурмистров.

Но для En+ в будущем продажа сертификатов может стать выгодным бизнесом, указывает Гришунин. По его оценкам, при продаже сертификатов на весь объем выработки своих ГЭС компания сможет зарабатывать порядка 100 млн евро в год.