Velle может открыть сеть кофеен с акцентом на растительную продукцию
Заработать на этом будет сложно, считают экспертыКомпания по производству растительных продуктов питания Velle начала поиск помещений под кофейни. Об этом «Ведомостям» рассказал консультант, работавший с ней. Эту информацию подтвердил Артур Сираканян, основатель фонда Onyx, которому принадлежит Velle. По его словам, компания намерена создать «уникальную для России концепцию кофейни, где все напитки будут подаваться только с растительным молоком собственного производства». Он рассчитывает, что первое заведение заработает в I квартале 2022 г. в Москве. Если пилотный проект окажется успешным, то количество кофеен будет увеличено до 10. Вложения в пилотную точку и разработку концепции Сираканян оценивает в 8–10 млн руб. Следовательно, весь проект обойдется компании до 100 млн руб. Сейчас Velle рассматривает ключевые торговые центры для открытия первого заведения, включая «Авиапарк», «Метрополис», «Афимолл» и др., утверждает Сираканян. В них на запросы «Ведомостей» не ответили.
Velle основал создатель брендов порошковых напитков Invite и каш «Быстров» Сергей Выходцев в 2004 г. Компания занимается производством продуктов питания на растительной основе (овсяные и кокосовые йогурты, десерты, молоко и т. д.). Свою долю на рынке растительных йогуртов она оценивает примерно в 70%. Выручка ООО «Велле» в 2020 г., согласно «СПАРК-Интерфаксу», составила 284 млн руб., чистый убыток – 77 млн руб. В прошлом году Velle приобрел фонд Onyx, акционером и основателем которого является Сираканян. Он также владеет компанией K Capital, которая до 2020 г. управляла несколькими проектами бизнесмена Александра Колобова, в том числе сетями «Шоколадница» и Burger King.
С новым собственником Velle уже расширила линейку продуктов – например, там недавно появилось растительное молоко. Общие инвестиции в компанию, включая затраты на ее приобретение, фонд оценивает в $20 млн.
$290 млрд
составят продажи альтернативных молочных продуктов, растительного мяса, морепродуктов и яиц в мире к 2035 г., отмечали в марте в совместном исследовании Boston Consulting Group и Blue Horizon Corporation.
В натуральном выражении они увеличатся более чем в 7 раз до 97 млн т
Собственные заведения, считает Сираканян, будут способствовать популяризации бренда. У посетителей сейчас большим спросом пользуется кофе на растительном молоке, доля его продаж в некоторых кофейнях достигает 70%. Кроме того, сейчас востребованы ресторанные концепции с глубокой специализацией. В меню своих кофеен Velle планирует включить напитки на растительном молоке и собственную продукцию.
Рынок растительных продуктов в целом тоже растет – примерно на 30% ежегодно (до 6 млрд руб. в 2020 г.), говорит Сираканян. Интерес потребителей к этой категории, по его словам, связан с трендом на здоровый образ жизни, правильное питание и т. д. Рост продаж заменителей молока и молочных продуктов подтверждает и NielsenIQ: с июня 2020 г. по май 2021 г. в натуральном выражении они увеличились на 22%, в денежном – на 25% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В последние несколько лет такие продукты начали выпускать несколько крупных производителей продуктов и напитков, например «Сады Придонья» (бренд Nemoloko), «Эфко» (Hi) и др.
По словам основателя One Group (сеть One Price Coffee) Сергея Румянцева, крупных сетей, которые предлагали бы к кофе только растительное молоко, на сегодняшний день нет. Таким заведениям сложно быть экономически эффективными, считает он. Пока лишь 20–25% посетителей заменяют молоко для кофе растительными альтернативами. Значит, в таких заведениях может быть недостаточно посетителей. Более правильной стратегией было бы открывать кафе, в котором есть как традиционное меню, так и меню для тех, кто не употребляет животных продуктов, полагает Румянцев. Он также обращает внимание на то, что растительное молоко дороже коровьего в 2,5–3 раза и стоит от 120 до 200 руб./л. Следовательно, себестоимость напитков у таких заведений будет выше. Основатель сети «Мясо & рыба» Сергей Миронов считает, что фокус только на растительное молоко ограничивает потребителя в выборе. Обычно предлагается как обычное молоко, так и альтернативное, говорит он. Зато собственные заведения могут быть хорошим маркетинговым инструментом и помогать в популяризации бренда, отмечает Румянцев. Но для этого сеть должна быть больше – 60–70 заведений в Москве и Санкт-Петербурге.
В подготовке статьи участвовала Дарья Молоткова