Как нефтяные компании нетопливный бизнес на АЗС развивают

Когда доходность продажи бензина падает
Руслан Шамуков / ТАСС
Руслан Шамуков / ТАСС

Сейчас автозаправочные станции на оживленных трассах напоминают торговые центры. Заправив машину, автомобилист может выпить кофе, поесть борща или пиццу, купить аспирин, оформить страховку на машину, заполнить заявку на потребительский кредит и ипотеку, снять в кассе деньги с банковской карты, принять душ, отдать одежду в химчистку, забрать заказ интернет-магазина из почтамата.

Доходность розничной продажи бензина снижается. По оценке KPMG, за шесть лет прибыль российских АЗС снизилась на 53%. Поэтому участникам рынка приходится искать источники дополнительной выручки и развивать сбыт сопутствующих товаров и услуг.

Для независимых АЗС развитие нетопливного бизнеса вообще вопрос выживания, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Они не могут покрыть убытки розницы прибылями из других источников. Нынешняя доходность продажи бензина составляет 3–5 руб. на 1 л – этого недостаточно, чтобы покрыть операционные расходы АЗС, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Экономика кофе и плюшек

Нетопливный сегмент АЗС включает в себя самые разные виды услуг: кафе, магазин, мойка, автосервис, шиномонтаж. Реже встречаются такие услуги, как мотель или фитнес-зал. Новейший тренд – электрозаправки. По данным Росстата, сейчас в России всего 51 электрозаправка. Из них 14 установлены на станциях «Роснефти», четыре – на станциях «Газпром нефти». Такие сервисы на АЗС выгодны еще и тем, что электромобиль заправляется 10–30 мин и клиенты, скорее всего, будут коротать это время в магазине или кафе на АЗС.

Самый важный фактор выбора АЗС – цены на бензин и местонахождение, однако при прочих равных покупатели отдадут предпочтение автозаправочным станциям с кафе, магазинами и дополнительным сервисом. Сейчас в выручке среднестатистической российской АЗС на долю сопутствующих товаров и услуг приходится 15%, остальные 85% – на продажу топлива, подсчитали аналитики KPMG. По оценкам Бурмистрова из «Infoline-аналитики», в структуре EBITDA доля нетопливных доходов у эффективных операторов АЗС в 2020 г. превысила 40%, а в 2021 г. из-за роста цен на оптовом рынке выросла еще на 10–15 п. п.

Сеть «Нефтьмагистраль» насчитывает 100 станций в Москве и Московской области. Выручка компании в 2020 г. составила, по данным СПАРК, 37,1 млрд руб., валовая прибыль – 4,9 млрд руб., чистая – 606,3 млн руб. На 95 станциях есть магазины, на 76 – рестораны, на 23 – мойки, на 17 – аптеки. В течение последних лет нетопливная выручка сети растет на 35–45% в год, говорит коммерческий директор «Нефтьмагистрали» Сергей Соловьев. По его словам, в прошлом году на нетопливные продажи приходилось около 35% валовой маржи, а в этом году эта доля выросла до 50%, но не столько из-за расширения сбыта сопутствующих товаров и услуг, сколько из-за сокращения доходности продажи бензина. В пандемию нетопливная выручка «Нефтьмагистрали» выросла на 70% по сравнению с допандемийным уровнем, говорит Соловьев.

По словам Аркуши, если продажи сопутствующих товаров или услуг составляют 10 руб. на 1 л проданного топлива, это очень хороший показатель. То есть на каждые 50 руб. за литр бензина АЗС получает еще 10 руб. дополнительной выручки. Это примерно соответствует 17%-ной доле нетопливного сегмента в розничной выручке, поясняет Аркуша. У «Нефтьмагистрали» сейчас получается примерно 8 руб. нетопливной выручки на литр бензина, говорит Соловьев.

Трафик и бургеры

Развитие нетопливного сегмента требует инвестиций: нужны помещения под магазин и кафе, кухня, повара, электричество, закупка ассортимента сопутствующих товаров, лицензии и разрешения.

Самое дорогое в строительстве АЗС – земельный участок и подъездные пути, говорит Соловьев, затраты варьируют от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей. Затраты на строительство АЗС с магазином и кафе, по его оценкам, в среднем в 3–4 раза выше, чем обычной АЗС в том же месте. Он говорит, что в пандемию «Нефтьмагистраль» занималась реновацией и модернизацией станций. Так как в пандемию трафик упал, потери выручки во время реконструкции были минимальными, объясняет Соловьев.

Доходы от эффективного нетопливного бизнеса должны компенсировать операционные расходы АЗС и инвестиции, говорится в докладе KPMG, в котором описывались способы повышения эффективности АЗС. А чтобы компенсировать расходы и зарабатывать на сопутствующих товарах, автозаправкам нужен трафик. Пролив на станции должен составлять 25 000–30 000 л в сутки или больше, говорит Аркуша из Российского топливного союза. При среднем объеме заправки в 30 л это означает, что за сутки на станцию должны заехать 1000 автомобилистов. Покупки сопутствующих товаров сегодня делает каждый четвертый из тех, кто заезжает заправить машину на станцию «Нефтьмагистрали», цель – чтобы покупал каждый второй, говорит Соловьев. На оживленных трассах и в городах-миллионниках есть АЗС, которые продают по 100 000 л в сутки. Однако станций с высоким трафиком в стране немного – примерно 10%, говорит Аркуша.

Российские нефтяные компании не раскрывают долю нетопливного сегмента в розничном бизнесе и не дают данных о том, насколько доходы от него компенсируют операционные расходы АЗС. Только «Сургутнефтегаз» сообщил в годовом отчете за 2019 г., что покрыл более 32% операционных расходов АЗС за счет доходов от сопутствующего бизнеса (данных за 2020 г. нет).

Вице-президент по розничному бизнесу «Роснефти» Аврил Конрой говорила «Ведомостям» ранее, что компания, у которой самая большая сеть заправок в России, намерена довести долю сопутствующих товаров в выручке розничного сегмента до 25%. Согласно отчетности «Лукойла», в первом полугодии 2021 г. у компании на «прочие продажи» на заправках пришлось 22,15 млрд руб., тогда как розничные продажи нефтепродуктов в первом полугодии составили 228,4 млрд руб. Доля нетопливного сегмента составила 9,7% (в первом полугодии 2020 г. – 9,1%). «Газпром нефть» раскрывает цифры только по продаже кофе: за 9 месяцев 2021 г. выручка сети АЗС от продажи горячих напитков выросла на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. до 3,7 млрд руб.

По классификации KPMG самая многочисленная и наименее стабильная группа АЗС (69%, около 18 000 станций) – небольшие региональные сети или одиночные АЗС с малым трафиком и неразвитым нетопливным сегментом (0–5% выручки). У них нет денег на модернизацию и развитие продаж сопутствующих товаров и услуг, а трафик не позволит в обозримом будущем окупить инвестиции в нетопливный бизнес.

В Европе доля сопутствующих продаж выше: в Германии, например, – 49%, в Великобритании – 56%, в Бельгии – 65%, по данным KPMG. Ощутимая часть продаж автозаправок там приходится на спиртное, говорит Аркуша. Магазины на АЗС работают круглосуточно (в отличие от остальных магазинов) и имеют лицензию на продажу алкоголя, что положительно сказывается на доходности заправок. В России продажа алкоголя на АЗС запрещена с 2011 г. Если запрет будет снят, продажи сопутствующих товаров и услуг в расчете на 1 л бензина вырастут на 20%, говорит Аркуша. Он напоминает, что до запрета доля нетопливного сегмента в розничной выручке АЗС доходила до 40%.

Кафе, магазин, ресторан, автомат

В августе на заправках «Роснефти» на федеральной трассе «Сортавала» и в центре Санкт-Петербурга появились фудтраки с наггетсами, хот-догами и куриными крылышками. Это пилотный проект компании «Кафе на колесах», пояснил представитель компании. Другая идея «Роснефти» с едой – новая секция «Здоровый перекус» на заправках BP. Самые ходовые сопутствующие товары на АЗС – кофе, вода и сэндвичи. Их продажи в пандемию упали вслед за падением трафика на заправках. Сейчас идет восстановление продаж готовой еды на АЗС.

«Нефтьмагистраль» запустила в 2021 г. новый формат кафе-кулинарий «Гурманика». Компания открыла три фабрики-кухни готовой еды под этим брендом. Они, в частности, делают котлеты для бургеров и сосиски для хот-догов. Чтобы торговать готовой едой со сроком хранения 24 ч, всю сеть пришлось оборудовать специальными холодильниками, говорит Соловьев.

Набирающий обороты в России тренд – сотрудничество заправочных сетей с ресторанами фастфуда «Бургер кинг», KFC, «Макдоналдс», Subway и др. Оно позволяет увеличить трафик, а с ним и реализацию нефтепродуктов. Если проездной ресторан расположен рядом с АЗС, средний чек в нем на 20–25% выше, чем в обычных ресторанах, говорил ранее представитель Jum! Brands (владеет брендами KFC, Pizza Hut и др.). Представитель KFC рассказал, что на заправках Shell, «Лукойла» и «Татнефти» функционируют в совокупности 22 заведения KFC и что люди часто заезжают на эти станции не за бензином, а за курицей KFC.

«Газпром нефть» недавно начала открывать партнерские пиццерии на АЗС. Исполнитель – Stopexpress, развивающая продуктовые магазины более чем на 130 автозаправочных станциях компании в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Из 1879 АЗС компании 1318 станции сейчас имеют кафе, а магазины есть на 1457 станциях.

У «Роснефти» в 2019 и 2020 гг. работали 3069 и 3057 АЗС соответственно, в двух третях из них есть магазины, следует из годовых отчетов. В 2019 г. кофе предлагали на 2530 автозаправках «Роснефти», а хот-доги – на 1450. В конце 2020 г. хот-доги, сэндвичи и горячие напитки продавались на 602 АЗС. Как рассказал представитель «Роснефти», у компании АЗС разных форматов: с магазином, формата «киоск», трассовые станции, а также АЗС в составе многофункциональных комплексов. На трассовых станциях есть не только кафе и магазины, но и душевые, гостиницы, прачечные и даже спортивные площадки, говорит представитель компании.

По оценкам Бурмистрова, на начало 2021 г. на российских автозаправках работало около 12 000 магазинов разного формата. ГК «Трасса» (54 АЗС, на всех есть магазины, имеются четыре ресторана и фабрика-кухня, выручка в 2020 г., по данным СПАРК, составила 36 млрд руб., валовая прибыль – 3,6 млрд руб.) оборудует самые посещаемые АЗС в Подмосковье крупными магазинами, фактически супермаркетами, а на небольшие автозаправки с ограниченными площадями ставит вендинговые аппараты с горячими напитками и снеками, рассказывает Бурмистров.

Однако большого вклада в российскую розничную торговлю магазины на автозаправках не вносят. «Когда на АЗС товар продается в 1,5 раза дороже, чем в магазине у дома, какие основания заставят покупателя приобрести его на заправке? Крупные сети АЗС ссылаются на импульсный спрос и готовность потребителей переплачивать за удобство, но люди умеют считать деньги, особенно в кризис», – говорит Соловьев. Он убежден, что ценовая политика АЗС должна быть максимально близка к ритейлу.

В 2020 г. совокупные продажи продовольственных товаров и напитков на АЗС снизились примерно на 6% и составили 220 млрд руб. (примерно 1,3% всех розничных продаж России), сообщил Бурмистров.

Страховки, аптеки и прочее

В 2021 г. «Роснефть» запустила сервис дорожных аптек «Аптека авто» на автозаправочных станциях, где будут продаваться безрецептурные лекарства и нелекарственные препараты. Проект реализуется совместно с федеральной аптечной сетью «Алоэ», насчитывающей 300 точек. Сейчас в СЗФО проходит пилотный проект «Аптека авто». Торговые залы АЗС были реконструированы для хранения и продажи лекарств, сообщил представитель компании.

«Нефтьмагистраль» после пилотного проекта по открытию 17 аптек пришла к выводу, что открывать аптеки на АЗС в Москве не имеет смысла из-за высокой конкуренции, но у водителей на трассах, удаленных от крупных городов, нет другой альтернативы, кроме покупки лекарств в аптечном пункте на большой АЗС, говорит Соловьев.

Почтаматы для выдачи заказов из интернет-магазинов установлены более чем на 160 автозаправочных комплексах (АЗК) «Роснефти» (некоторые АЗК оборудованы для выдачи заказов со скоропортящимися продуктами). Более чем на 100 АЗК возможна бесконтактная оплата сопутствующих товаров с доставкой заказа в автомобиль клиенту без посещения торгового зала, рассказал представитель компании.

В апреле 2021 г. «Роснефть» сообщила, что начала развивать на базе своих АЗС финансовые супермаркеты: автомобилисты могут оформить страховые полисы ОСАГО и каско, открыть дебетовые карты ряда ведущих банков, взять потребительский кредит или подать заявку на ипотеку. В 18 регионах присутствия розничной сети на 206 АЗС уже работают финансовые супермаркеты.

Финансовые услуги не привлекают на АЗС трафик, но дают дополнительную выручку в виде комиссионных от партнеров – банков и страховых компаний, хотя эта выручка невелика по сравнению с выручкой магазинов и кафе на АЗС, говорит Соловьев.

Руслан Шамуков / ТАСС