Рекордно дорогой газ делает рентабельным выработку электроэнергии даже из нефти

Это может повысить спрос на 400 000 баррелей в сутки и толкнуть цены на нефть вверх
В России энергетики обычно используют мазутохранилища (на фото – Костромская ГРЭС) только для хранения резервного топлива
В России энергетики обычно используют мазутохранилища (на фото – Костромская ГРЭС) только для хранения резервного топлива / Наталья Гарнелис / ТАСС

Продолжающийся рост цен на газ в Европе и Азии усилил экономические стимулы для перехода с газа на нефть в производстве электроэнергии, говорится в отчете норвежской аналитической компании Rystad Energy. По оценке экспертов компании, если разрыв между ценами на сжиженный природный газ (СПГ) и нефть сохранится на значительном уровне, то азиатские страны увеличат спрос на нефть в среднем на 400 000 баррелей в сутки. Такая ситуация продлится до конца I квартала 2022 г.

По прогнозу Rystad Energy, для роста спроса на нефть на 400 000 баррелей в сутки необходимо, чтобы этой зимой цены на СПГ в Азии были значительно выше $20 за MBTU (миллион британских тепловых единиц, около $714 за 1000 куб. м газа). Основной объем (более 300 000 баррелей в сутки) придется на Японию, а остальной спрос – на Индонезию (58 000 баррелей в сутки), Тайвань, Бангладеш (по 39 000 баррелей в сутки) и Пакистан (33 000 баррелей в сутки). «С точки зрения глобального нефтяного рынка такое увеличение потребления нефти окажет поддержку нынешнему росту цен на нее», – отмечает старший вице-президент команды Rystad Energy Клаудио Галимберти.

Авторы исследования напоминают, что за последние 10 лет нефтяная электрогенерация в странах АТР снизилась, но эти мощности все еще составляют около 100 ГВт. Прежде всего речь идет о Японии, Тайване, Индонезии, Бангладеш и Пакистане. Сейчас в азиатских странах электроэнергетика ежесуточно потребляет около 900 000 баррелей нефти. Неиспользуемые и доступные нефтяные энергомощности несколько превышают 550 000 баррелей в сутки.

По данным платформы Refinitiv, на голландском хабе TTF цена газа 29 сентября достигала $1045 за 1000 куб. м. Нефть марки Brent торговалась на уровне $79,29 за баррель. По данным азиатского спотового индекса PLATTS и расчетам «Ведомостей», цена на газ в Азии составила $1047 за 1000 куб. м. По оценке консультанта Vygon Consulting Ивана Тимонина, существенных предпосылок для снижения цен на газ до конца 2021 г. нет. Эксперт отметил, что резкий рост цен на газ в Европе привел к некоторому сокращению «азиатской премии» (превышение цен на СПГ в странах Азии над европейскими котировками. – «Ведомости»), величина которой в настоящее время составляет около $55 за 1000 куб. м ($1,6 за MBTU) против почти $140 за 1000 куб. м ($3,8 за MBTU) на прошлой неделе.

Угольная и газовая генерация – крупнейшие источники вырабатываемой электроэнергии в мире (37 и 24% соответственно), поэтому между собой коррелируют цены на уголь и газ, замечает старший директор группы по природным ресурсам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко. За счет нефти и нефтепродуктов вырабатывается только 3% электроэнергии, в основном на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке. «Но текущая ситуация уникальна тем, что цены на газ уж слишком высоки и риск его дефицита зимой может вынудить отдельные страны увеличить загрузку электростанций, работающих на нефти и нефтепродуктах. В итоге спрос на нефть может вырасти как минимум на несколько сотен тысяч баррелей в сутки – это один из факторов, который толкает цены на нефть вверх», – поясняет Маринченко.

«Тренд по переходу с газа на мазут будет особенно сильно проявляться в странах с высокой долей газовой генерации, поскольку такие ТЭС могут работать как на газе, так и на мазуте, – говорит источник «Ведомостей» на энергорынке. – Но перевод газовой станции на мазут резко повышает степень износа оборудования и не может быть долгосрочным решением». При этом сейчас с экономической точки зрения такой перевод, по его словам, более чем обоснован: цены на газ в нефтяном эквиваленте составляют почти $150 за баррель при нефти по $80.

Прогнозы перехода на электрогенерацию из нефтепродуктов предполагают дополнительное потребление в 0,5–1 млн баррелей в сутки, считает управляющий активами «БКС мир инвестиций» Виталий Громадин. По словам эксперта, это существенное прибавление на фоне уже наблюдаемого дефицита на нефтяном рынке. Он добавил, что риски распространения нового опасного штамма коронавируса заставляют страны ОПЕК+ быть более осторожными в темпах возвращения добычи на рынок. «Поэтому рост цен на нефть до $90 за баррель до конца года выглядит вполне вероятным», – заключил Громадин.

Старший аналитик по рынку нефти и газа Альфа-банка Никита Блохин, напротив, считает, что цены на нефть могут начать снижение уже на следующей неделе. По оценке эксперта, взлет нефтяных котировок вызван скорее позитивными настроениями на глобальных сырьевых рынках, чем фундаментальными факторами. Эксперт напоминает, что около 16% добывающих мощностей в Мексиканском заливе в США сейчас остановлены после ураганов, что стало причиной значительного снижения запасов бензина и дистиллятов в стране в течение предыдущих недель. Как только эти объемы вернутся на американский рынок, что может случиться уже в ближайшие недели наряду с плановым повышением добычи странами – членами сделки ОПЕК+ в октябре, рынок может охладить свой пыл в отношении нефтяных активов, считает Блохин.

Уже 29 сентября минэнерго США сообщило, что на прошедшей неделе запасы бензина и дистиллятов подросли на 193 000 и 384 000 баррелей соответственно.

По оценке Блохина, в текущей конъюнктуре рынка справедливый уровень цен на нефть марки Brent находится в диапазоне $74–76 за баррель. «Если цены на нефть пойдут существенно выше отметки $80 за баррель, это может оказать негативное влияние на спрос, о чем неоднократно публично напоминали крупнейшие потребители нефти с Ближнего Востока, такие как Индия и США», – заключил аналитик.