«Аэрофлот» начал продавать билеты на юг дешевле плацкарта

Компания агрессивно снижает цены, чтобы загрузить региональные рейсы
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

«Аэрофлот» выставил на продажу билеты на прямые рейсы из региональных аэропортов на юг России – в Краснодар, Анапу, Геленджик – по тарифам от 500 до 1500 руб. в одну сторону, следует из данных систем бронирования авиакомпании и онлайн-поисковиков билетов.

Например, билет без багажа по маршруту Казань – Краснодар на 30 сентября за три дня до вылета можно было купить за 539 руб., перелет из Уфы, Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Самары в Анапу в конце сентября обошелся бы в 1500 руб. Столько же стоил билет из Оренбурга в Симферополь (на момент сдачи номера часть наиболее низких тарифов уже не предлагалась). Даже единственный российский лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») в рамках осенней промоакции продает билеты дороже – за 999–1999 руб. Остальные крупные авиакомпании – Utair, Nordwind, «Уральские авиалинии», Smartavia, S7 – предлагали перелет по этим же направлениям в конце сентября за 2800–4300 руб. в одну сторону. С октября цены авиакомпаний повысятся до 5000–6000 руб. за билет.

По большинству из этих направлений в некурортный сезон нет прямого железнодорожного сообщения, доехать можно только с пересадками по мультимодальной перевозке: поезд плюс автобус, поезд плюс самолет, поезд плюс поезд. Билеты на такие поездки стоят от 3200 до 6400 руб.

У «Аэрофлота» сейчас действительно одни из самых дешевых билетов из регионов на юг на осень, признает основатель сервиса Kupibilet.ru Сергей Пирожников. «Цены на юг в сентябре – декабре закономерно снижаются из-за падения спроса. Люди переориентируются на горнолыжные курорты», – поясняет он. Представитель сервиса Onetwotrip отмечает, что средняя цена на рейсы «Аэрофлота» на юг хоть и снизилась по сравнению с летними ценами, но не до 1500 руб. Рейсы в Сочи подешевели на 10% до 6900 руб., в Анапу – на 11% до 6600 руб., в Краснодар – на 5% до 8300 руб. То есть количество билетов по супернизким ценам сильно ограничено, поэтому средние значения выше, поясняет источник в одной из компаний-агрегаторов билетов.

Как восстанавливаются авиаперевозки в России

По данным Росавиации, в августе 2021 г. российские авиакомпании перевезли 13,95 млн пассажиров, в том числе 3,3 млн человек в международном сообщении и 10,6 млн – во внутреннем. Общий объем пассажиропотока почти сравнялся с показателями доковидного 2019 года, когда в августе перевозки достигли 14,4 млн человек. Внутренние перевозки в августе этого года выросли на 31,3% по сравнению с тем же месяцем 2019 г., международные – упали на 47,7%. С начала 2021 г. общий пассажиропоток составил 71,2 млн человек, это на 17,5% ниже, чем в январе – августе 2019 г.

Представитель «Аэрофлота» объяснил низкие цены необходимостью стимулировать спрос на новые для перевозчика региональные рейсы. 

«При открытии новых рейсов авиакомпании, как правило, выставляют к продаже «промотарифы». Это эффективный маркетинговый инструмент, который позволяет привлечь клиентов и подхлестнуть спрос. Количество таких билетов ограничено», — сообщил представитель компании, не предоставив конкретных цифр. Стоимость билетов зависит и от объема выставленных провозных емкостей на линии, и от платежеспособности спроса, добавил он.

Свой новый региональный разлет «Аэрофлот» запустил в апреле 2021 г. Ранее перевозчик выполнял рейсы только из своего московского хаба в «Шереметьево». На такой шаг компания пошла, чтобы задействовать парк более чем из 200 самолетов, который простаивал весной – летом 2020 г. в период жесткого локдауна из-за пандемии COVID-19. За апрель – август 2021 г. на региональных рейсах «Аэрофлота» было перевезено 500 000 человек (4,9% от всего пассажиропотока авиакомпании за эти месяцы), а загрузка таких рейсов составила 80%, сообщал ранее перевозчик. Это выше, чем средняя занятость кресел на всех рейсах «Аэрофлота» (75,2% за январь – август 2021 г., по данным Росавиации).

«Аэрофлот» значительно сокращает в осенне-зимнем расписании программу полетов на юг – в Анапу и Геленджик рейсы приостанавливаются, в Сочи и Симферополь возобновляются с конца октября-начала ноября (весь октябрь они выполняться не будут или будут единичные рейсы). «Естественно, что в какой-то момент перехода на зимнее расписание часть рейсов на юг можно закрыть. Когда они закрываются, то последние дни полетов (конец сентября) рентабельность близка к нулю, поэтому и цены на них гораздо ниже», – говорит источник «Ведомостей» в «Аэрофлоте».

«Все авиакомпании в силу своих возможностей и позиционирования на рынке используют различные маркетинговые инструменты и решения», – комментирует тарифы «Аэрофлота» представитель Smartavia Виктор Аношкин. Он связывает снижение цен с завершением отпускного сезона и плохими погодными условиями в южных регионах, которые влияют на спрос. В Краснодарском крае уже вторую неделю наблюдаются мощные ливни и грозы.

Представитель авиакомпании Red Wings говорит, что платежеспособный спрос, особенно в регионах, остается невысоким, летний сезон закончился, а провозные емкости на внутреннем рынке по-прежнему рекордно избыточны. «Перевозчикам для заполнения бортов на высококонкурентных черноморских и столичном направлениях приходится устанавливать беспрецедентно низкие цены. При этом россияне в целом по-прежнему предпочитают не покупать билеты заранее, глубина продаж составляет 1–2 недели», – замечает он.

С Аношкиным соглашается аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. «Аэрофлоту» необходимо загрузить свои самолеты в период сезонного падения спроса. В этот раз действительно скидки выше, чем обычно. Это связано с переизбытком мощностей внутри России из-за закрытых международных направлений», – говорит она. По данным Росавиации, в январе – августе 2021 г. пассажиропоток на внутренних авиалиниях в России вырос на 20% относительно того же периода доковидного 2019 года – до 59,2 млн человек, тогда как в международных перевозках упал на 67% до 12,1 млн человек.

Называть эти акции перевозчика демпингом нельзя, считает Сахнова: «Авиакомпания и ранее устраивала осенние и весенние распродажи, когда туристические потоки резко падали. При этом в доковидные времена у «Аэрофлота» были международные бизнес-пассажиры, которые поддерживали выручку в несезон, сейчас же их значительно меньше». Аналитик добавляет, что помимо «Аэрофлота» также и Utair, и «Уральские авиалинии» предлагают очень выгодную сетку тарифов на рейсах на юг.

Представитель ФАС пояснил, что цены на авиабилеты по 1000–1500 руб. за штуку на южные направления в эконом-классе уже фиксировались в мае 2019 г. и осенью 2020 г. «Тарифы на авиаперевозки определяются балансом спроса и предложения, покупательной способностью потребителей. Цены на билеты формируются в зависимости от количества свободных мест в салоне воздушного судна, спроса. При этом авиаперевозчиками предлагается несколько видов тарифов, начиная с минимального», – отметил собеседник «Ведомостей».

Представитель Минтранса отказался от комментариев «Ведомостям». В Росавиации сообщили, что не ведут статистики по стоимости авиабилетов. В «Уральских авиалиниях», S7, Nordwind и «Победе» не ответили на вопросы «Ведомостей». Запрос направлен также в авиакомпанию Utair.