«Автотор» займется производством электромобилей

Компания увеличит инвестиции по СПИК на 20 млрд рублей
«Автотор» стал первым автоконцерном, который намерен внести электрокары в свой СПИК
«Автотор» стал первым автоконцерном, который намерен внести электрокары в свой СПИК / Игорь Зарембо / РИА Новости

Калининградский «Автотор» планирует повысить инвестиционные обязательства и запустить проект локализованного производства электромобилей и компонентов, в том числе с планами выхода на экспорт. Об этом говорится в сообщении Минпромторга от 25 сентября по итогам визита главы ведомства Дениса Мантурова в регион. «В рамках дополнения к специальному инвестиционному контракту (СПИК) «Автотор» увеличит инвестиции на 20 млрд руб., и, таким образом, фактический объем затрат на реализацию обязательств по СПИКу составит 32 млрд руб.», – передает пресс-служба министерства слова Мантурова.

По локализации электромобилей «Автотор» работает как со своими традиционными партнерами – Hyundai и Kia, так и с несколькими другими производителями, сказал «Ведомостям» представитель российской компании, не уточняя названия других партнеров. На текущий момент в разработке три проекта, какие из них доберутся до практической реализации, пока не ясно, добавил он. «Ведомости» отправили запросы представителям Hyundai и Kia.

Первые легковые и легкие коммерческие автомобили на электротяге от «Автотора» появятся в 2023 г., будет выпущено 200 экземпляров, ожидает Минпромторг. Их продажи начнутся в августе 2024 г., в этом же году будут выпущены первые электромобили для маломобильных групп граждан.

Чем занимается «Автотор»

Автосборочная компания «Автотор» основана в 1994 г., автомобили выпускает с 1997 г. Основной владелец – Владимир Щербаков. Производство «Автотора» расположено в особой экономической зоне в Калининградской области. Основные выпускаемые бренды – Hyundai, Kia и BMW. В 2020 г. производство машин на «Автоторе» упало на 26% до 156 832 штук.

«Автотор» заключил СПИК с Минпромторгом и правительством Калининградской области в середине 2019 г. на волне подписания с автоконцернами СПИКов так называемой первой версии. Тогда компания обязалась вложить не менее 12 млрд руб. в локализацию производства, создание инжинирингового, учебного и IT-центра. СПИК – это рамочный инструмент, который гарантирует компании неухудшение условий ведения бизнеса на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. Срок действия СПИКов первой версии – 10 лет, во второй версии их продлили до 15–20 лет в зависимости от объема вложений.

Уровень локализации оценивается в баллах. Например, сварка и окраска кузова – это в сумме 900 баллов, сборка двигателя, включая установку коленвала, – 25 баллов, локализация блока управления кузовной электроникой – 50 баллов. По данным Минпромторга на конец 2020 г., Lada Vesta набирала в общей сложности 3330 баллов, Hyundai Solaris – 1410. От количества баллов зависят объем бюджетных промышленных субсидий для компании и право участвовать в госзакупках и госпрограммах поддержки спроса. В 2020–2021 гг. для максимальных субсидий нужно иметь минимум 1500 баллов, в 2022 г. – 2000, в 2023–2024 гг. – 2567 баллов и т. д.

Ввиду того что «Автотор» решил взять на себя повышенный объем инвестобязательств, компанией начата работа по внесению изменений в СПИК, пояснил Мантуров. Таким образом, в случае локализации тягового электродвигателя «Автотор» сможет заработать дополнительные 100 баллов, тяговой батареи – еще не менее 150 баллов.

25 000 электромобилей

планируется выпустить к концу 2024 г., а к 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим

«Автотор» стал первым автоконцерном, который намерен внести электрокары в свой СПИК на фоне резкого роста интереса регуляторов к электротранспорту. В августе премьер Михаил Мишустин утвердил разработанную Минэкономразвития с Минпромторгом концепцию по развитию производства и использования электротранспорта до 2030 г. К концу 2024 г. планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций. К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет минимум до 72 000. Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 г., из них более 80% – это внебюджетные источники. Минпромторг в сентябре опубликовал проекты расширения действия программ льготного автокредитования и льготного лизинга на электромобили, скидка по ним составит 25%, но не более 625 000 руб.

Но пока ни один из проектов легковых автомобилей на электротяге в России не добрался до выпуска товарной продукции. Помимо «Автотора» есть проекты компактного электрокара Zetta предпринимателя Дениса Щуровского и «Камы», разработанной «Камазом» и Петербургским политехническим университетом. Zetta не может найти финансирование для старта, «Камаз» ведет проработку организации производства и привлечения инвестиций. Замглавы Минпромторга Александр Морозов говорил в интервью «РИА Новости», что запуск производства «Кама-1» обсуждается на горизонте 2024–2025 гг. По его же словам, еще одним интересантом производства электромобилей является завод «Моторинвест» в Липецкой области. Эта компания до 2019 г. выпускала китайские кроссоверы Changan. Летом 2021 г. «Моторинвест» получил иск о банкротстве от налоговой службы.

«Коммерческий эффект от проекта будет зависеть от масштаба производства, но 200 штук, которые планируется произвести в 2023 г., они, конечно, продадут», – говорит эксперт SBS Consulting Дмитрий Бабанский. Он рассчитывает, что к тому времени и рынок электротранспорта, который сейчас насчитывает менее 1% от общей массы эксплуатируемых автомобилей, подрастет. Корейские производители фокусируются на бюджетных автомобилях, так что в долгосрочном плане это перспективная история, полагает эксперт.