Потребность в новых речных судах в России до 2030 года составит до 4000 единиц

Для обновления устаревшего флота нужны долгосрочные программы, считают эксперты
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) 21 сентября на международной выставке «Нева 2021» представила исследование рынка водного транспорта России, которое по заказу компании подготовило аналитическое агентство Infoline.

Согласно выводам Infoline, одной из основных проблем отрасли является старение флота и инфраструктуры. Средний возраст грузовых транспортных судов составляет 37 лет, а нормативные сроки эксплуатации критически превышены у 45–50% судов внутреннего водного (речного) транспорта (ВВТ).

Средний возраст пассажирских судов ВВТ – 38 лет, круизных судов – более 49 лет. Ко II кварталу 2021 г. более 65% пассажирских судов речфлота ходило за пределами нормативных сроков. Транспортный морской флот более молодой: средний возраст российских судов под флагом РФ – 27,5 года, под иностранным флагом – около 12 лет. Средний возраст пассажирских судов морфлота России составляет 25 лет.

Состояние речного и морского флота в России

Общая протяженность внутренних водных путей РФ – 101 600 км, 78% которых безальтернативные для доставки грузов и пассажиров, в том числе для северного завоза. За последние 20 лет речной флот сократился на 25%, ежегодно списывается около 1000 судов. На 2021 г. в России эксплуатируется около 11 000 грузовых речных судов и судов смешанного плавания и около 1500 средних и крупных пассажирских судов.

По данным «Совкомфлота», средний возраст судов компании под флагом РФ – менее 9 лет, под иностранным – 13 лет.

По базовому прогнозу Infoline, который основан на минимальной потребности в новых речных судах для текущих объемов грузоперевозок (около 100–110 млн т в год), до 2030 г. понадобится около 1600 грузовых судов, в том числе около 350 сухогрузов, 1070 сухогрузных барж, 120 наливных судов и около 70 наливных барж. Сценарий «лишь компенсирует объемы выбытия устаревших судов» с учетом готовности российских верфей, говорится в исследовании.

При пессимистичном сценарии потребность в новых судах до 2030 г. составит около 600 единиц, а ежегодная потребность – до 40 судов в 2021–2026 гг. и около 150–160 судов в 2027–2030 гг. Оптимистичный сценарий предусматривает интенсивный рост грузооборота, тогда нужно около 4000 новых речных судов до 2030 г.

Также в 2021–2027 гг. объемы выбытия пассажирских судов составят 80–100 судов ежегодно. Потребность в них по базовому сценарию до 2030 г. составит около 1000 шт., по оптимистичному – 1900, а по пессимистичному – около 500.

Infoline подробно не оценивает потребность в новых грузовых и пассажирских морских судах. Но потребность в новом флоте здесь будет в большей степени связана с развитием Севморпути, считают аналитики. До 2030 г. одним из крупнейших заказов может стать планируемая серия из 28 балкеров класса Arc5, необходимых для вывоза угля с Сырадасайского месторождения. Для нефтегазовых проектов в Арктике могут быть дополнительно заказаны 22 танкера. А для госзадачи по развитию арктического туризма ожидается заказ круизных судов арктического класса, в частности судна на СПГ класса Arc5 на 2500 человек до 2026 г.

Представитель ГТЛК пояснил «Ведомостям», что потребность в обновлении судов действительно очень высокая на фоне старения флота, поэтому в компании в целом согласны с оценками аналитиков.

Представитель «Совкомфлота» считает, что необходимо также развитие рынка отечественного судостроения для создания конкурентных морских транспортных судов, отвечающих требованиям IMO (Международная морская организация) по ограничению выбросов парниковых газов.

В Минтрансе запрос «Ведомостей» перенаправили в Минпромторг и ГТЛК. Издание также направило запрос в Объединенную судостроительную корпорацию. Другие компании отрасли не предоставили комментариев.

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, по пассажирским морским судам потребность до 2030 г. составляет более 210 судов на сумму не менее 100 млрд руб. В мае вице-премьер Юрий Трутнев отмечал, что только в портфеле дальневосточной верфи «Звезда» 56 заказов на новые суда.

Бурмистров отмечает, что по флоту для внутренних водных путей и судов типа «река – море» потребность в сухогрузах в 2021–2030 гг. составляет не менее 300 единиц, из них строится или есть опцион на 77 шт., а потребность в танкерах – не менее 100 единиц, из которых строятся пока лишь четыре. В денежном выражении это не менее 400 млрд руб. с учетом переоборудования танкеров в сухогрузы, добавил эксперт.

Но одной из ключевых проблем для заказчиков судов остается ограниченность финансовых ресурсов для обновления флота. По мнению аналитиков Infoline, большинство судоходных компаний не в состоянии самостоятельно профинансировать строительство судов на российских верфях, а кредитные организации не готовы брать на себя эти риски при низкой серийности постройки.

По словам представителя ГТЛК, для кредитных организаций это слишком сложный рынок, суда обладают гораздо меньшей ликвидностью, чем, например, автотранспорт. В 2016–2021 гг. ГТЛК получила из бюджета 21,5 млрд руб. на финансирование строительства 34 судов. Также компания привлекла еще более 14 млрд руб. внебюджетных инвестиций. Представитель ГТЛК говорит, что при поддержке государства компания готова финансировать строительство более 300 гражданских судов различного типа, в том числе грузовых, на общую сумму 300 млрд руб. до 2030 г.