«Яндекс.Такси» выделит на больничные для курьеров и водителей 1 млрд рублей
Программа страхования включает в себя компенсацию по болезни до 2000 рублей в деньГруппа компаний «Яндекс.Такси» (объединяет агрегатор такси и сервисы «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка») инвестирует 1 млрд руб. собственных средств до конца 2022 г. в программу страхования для водителей и курьеров, которая будет предусматривать компенсацию по болезни и в результате несчастных случаев. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель компании.
Точное число партнеров сервиса компания не раскрывает, однако уточняет, что к ее платформе «Яндекс.Про», через которую работают водители и курьеры, подключено более 100 000 самозанятых.
Программа страхования включает в себя компенсацию больничного в размере от 800 до 2000 руб. в день в зависимости от региона, компенсацию за полученные травмы в результате несчастных случаев (максимальная сумма выплаты составит 2 млн руб.). Также курьеры и водители смогут получить доступ к телемедицине.
В марте компания запускала пилотный проект в девяти городах России по предоставлению социальных гарантий курьерам и водителям в статусе самозанятых и индивидуальных предпринимателей (ИП). Тогда «Яндекс» заявлял, что оплатит 50% стоимости страховых полисов, или 270 руб. в месяц, еще столько же платил застрахованный. Теперь компания решила масштабировать проект, распространив программу страхования на всю Россию для всех ИП и самозанятых, работающих с сервисами «Яндекс.Такси». В планах также распространить программу страхования на непрямых партнеров сервисов – парковых водителей.
Участие в программе страхования добровольное, первый месяц будет бесплатным, далее условия будут зависеть от статуса курьера или водителя. Если он прямой партнер, т. е. ИП или самозанятый, компания полностью компенсирует стоимость страхового полиса в виде кэшбэка на баланс «Яндекс.Про». Непрямым партнерам сервис либо компенсирует половину стоимости полиса, либо предложит самостоятельно его приобрести.
Цена полиса составляет 540 руб. в регионах и 1100 руб. в Москве. Оператором страхования выступает «Манго страхование».
Расходы на трудовые гарантии партнерам сервиса не отразятся на стоимости поездок и курьерской доставки, уточняет представитель «Яндекса». «Эта программа никак не связана с ценообразованием в такси», – подчеркнул он.
Ценообразование стоимости услуг такси и курьерской доставки зависит от политики компаний-агрегаторов и конкуренции между ними, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, с учетом выхода на российский рынок китайского сервиса Didi, отличающегося агрессивной ценовой политикой, в среднесрочной перспективе конкуренция продолжит усиливаться: «Программа страхования является скорее инструментом привлечения персонала, особенно в условиях текущей ситуации на рынке труда, когда существует серьезный дефицит по этим вакансиям».
Помимо «Яндекса» ряд платформ и маркетплейсов реализуют механизмы поддержки водителей и курьеров. В частности, «Ситимобил» во время пандемии запустил фонд поддержки водителей: компания компенсировала убытки водителям, которые находились на карантине из-за коронавируса или чувствовали недомогание после вакцинации. «Мы также расширили нашу программу страхования поездок: теперь жизнь и здоровье водителей и пользователей застрахованы на случай не только ДТП, но и иных конфликтных ситуаций, которые привели к травмам. Кроме того, мы также прорабатываем план финансовой поддержки водителей на время вынужденной приостановки выполнения заказов из-за плохого самочувствия или недомогания», – рассказал «Ведомостям» представитель «Ситимобила».
Delivery Club в пик пандемии организовал тестирование на коронавирус для курьеров, а также частично компенсировал им простои в работе. Позже сервис открыл собственный пункт вакцинации для курьеров.
Приход агрегаторов и цифровых платформ в сфере перевозок в основном приводил к улучшению условий труда, отмечает доцент факультета мировой экономики и мировой политики, замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. По ее словам, своим нововведением для партнеров «Яндекс» действует на опережение на фоне судебного прецедента с работниками Uber в Европе и США.
В феврале этого года Верховный суд Великобритании признал водителей Uber полноценными сотрудниками компании и обязал агрегатора выплачивать им минимальную зарплату, оплачивать отпуска и соблюдать все трудовые гарантии. После этого Uber признал полноценными сотрудниками 70 000 водителей. В октябре 2020 г. апелляционный суд Калифорнии подтвердил решение суда Сан-Франциско, обязавшего Uber и Lyft переквалифицировать водителей в сотрудников, однако позднее избиратели штата в ходе референдума поддержали право этих компаний не нанимать водителей в штат.
В начале сентября этого года суд Амстердама признал водителей Uber полноценными сотрудниками. В Uber заявляли, что намерены обжаловать это решение.
«Безусловно, такое добровольное страхование компаниям выгоднее, чем ситуации, когда людей, работающих на платформах, признают полноценными сотрудниками, – отмечает Синявская. – Потому что в этом случае это означает существенное увеличение налогового бремени, разных страховых платежей при неочевидных выигрышах людей, занятых на платформе».