В России могут ввести утильсбор на башенные краны

Он должен защитить местные заводы от конкуренции с импортом
Доля отечественной продукции на рынке башенных кранов составляет 20–30%
Доля отечественной продукции на рынке башенных кранов составляет 20–30% / Андрей Гордеев / Ведомости

Минпромторг прорабатывает вопрос введения утилизационного сбора в отношении башенных кранов, рассказал «Ведомостям» представитель министерства. По его словам, это позволит обеспечить дополнительную поддержку российских производителей. «С этой инициативой выступили производители башенных кранов во время рабочей поездки министра [Дениса Мантурова] в Коми. Данный вопрос в настоящее время находится в проработке с заинтересованными органами власти и профессиональным сообществом для выработки консолидированной позиции», – сказал собеседник газеты.

Утильсбор в России введен в 2012 г. Тогда под его действие попала автомобильная техника, а также карьерные и сочлененные самосвалы. Сбор установлен в рублях и состоит из базовой ставки и коэффициента, на который она умножается. Формально это экологический сбор, но, по сути, он защищал отечественных производителей, поскольку платился он только на импорт. С 2014 г. после жалоб импортеров в ВТО утильсбор распространили и на локальных производителей. Но тогда же для них были введены промышленные субсидии, которые формально не связаны с утильсбором, но де-факто его компенсируют. В декабре 2020 г. промсубсидии были дифференцированы в зависимости от целевого уровня локализации, нарастающего по годам.

Утильсбор для автотехники повышался уже трижды. Для дорожно-строительной и спецтехники (ДСТ) сбор был введен в 2016 г., в 2017 г. его индексировали на 60%. Минпромторг планировал поднять утильсбор с 2021 г. на 25% на автомобили и в 2,4–4 раза на ДСТ. Но в итоге было предложено индексировать сбор лишь на автотехнику и отдельные категории ДСТ – бульдозеры, экскаваторы, перегружатели, трамбовочные машины, катки и погрузчики. Источник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения вопроса, говорил, что на межведомственном уровне совещания по индексации в последний раз были еще до майских праздников.

Сейчас утильсбор распространяется на самоходные краны (кроме тех, что на автомобильных шасси), краны-трубоукладчики и гусеничные краны. Базовая ставка сбора по ним, как и по другим видам ДСТ, составляет 172 500 руб. Коэффициенты, на которые эта сумма умножается, зависят от мощности техники и от того, новая она или подержанная. По новым самоходным кранам они варьируются в диапазоне от 11,5 до 30,3, по новым кранам-трубоукладчикам и гусеничным кранам – от 10 до 25. Утильсбор на автокраны рассчитывается исходя из грузоподъемности шасси грузового автомобиля, на котором установлена крановая надстройка. Базовая ставка на шасси составляет 150 000 руб., коэффициент – от 2 до 6,68.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин считает введение утильсбора на башенные краны хорошим способом поддержать отечественного производителя. Сбор платят все производители, но, поскольку российским игрокам суммы, уплаченные по утильсбору, возвращаются в виде субсидий, это позволяет избежать обвинений в дискриминации на рынке за счет пошлин и давать местным производителям преимущество, заключает аналитик.

О том, будут ли при введении утильсбора на башенные краны введены и промсубсидии для их производителей, представитель Минпромторга не сообщил. Но до сих пор эти два механизма применялись в отраслях синхронно.

Доля отечественной продукции на рынке башенных кранов составляет 20–30%, говорит Гришунин. В числе российских производителей он называет нязепетровский краностроительный завод «Крановые технологии» (марка Giraffe), Одинцовский машиностроительный завод и Ржевский краностроительный завод. Но если раньше им приходилось конкурировать с дорогой продукцией из Евросоюза (Liebherr, Potain, Soima, Raimondi, Comansa), то сейчас на рынок пришла турецкая TGR и китайские Zoomlion, XCMG, Fangyan Group, поясняет аналитик. Всего, по оценке Гришунина, в 2019 г. в России приобретено 137 башенных кранов. «Вероятно, в 2020 г. спрос на них снизился примерно на 20%. Тем не менее ожидается, что в 2022–2024 гг. спрос будет находиться на уровне 115–130 шт. в год. Таким образом, рынок башенных кранов можно грубо оценить в 3,5–4,5 млрд руб. в год», – считает он.

По данным ФТС, импорт башенных кранов в доковидном 2019 году составил $69,1 млн, из этой суммы на Китай пришлось 78% ($54,2 млн). В 2020 г. импорт снизился до $33,6 млн, за семь месяцев 2021 г. в Россию ввезено башенных кранов на $43,2 млн, на китайский импорт пришлось $30,5 млн (71%).

Представитель «Крановых технологий» сказал «Ведомостям», что компания поддерживает введение утильсбора, поскольку это позволит частично ограничить завоз подержанной техники, которой сейчас наводнен рынок. Представитель Liebherr на запрос «Ведомостей» не ответил.

По автокранам ситуация лучше, замечает Гришунин: национальное производство составляет около 2000 единиц в год, импорт – 500–600 шт. В ассортимент Галичского кранового завода входят модели на шасси Volvo FM, МЗКТ, «Камаз» и «Урал» грузоподъемностью от 25 до 100 т. Ивановский завод «Автокран» использует только отечественные шасси. В его линейке модели грузоподъемностью от 16 до 50 т. Как и в случае с башенными кранами, основной риск для российского рынка исходит не от европейских, а от китайских поставщиков, считает Гришунин. По его оценке, годовой объем продаж автокранов в деньгах составляет 75–100 млрд руб.