Минпромторг предлагает ввести балльную локализацию для карьерной техники

Развивать производство в России важно, но в этом не всегда есть смысл, говорят эксперты
Требования для локализации карьерной техники в баллах сформированы совместно с широким кругом российских машиностроителей и отраслевых объединений
Требования для локализации карьерной техники в баллах сформированы совместно с широким кругом российских машиностроителей и отраслевых объединений / Павел Лисицын / РИА Новости

Проект Минпромторга, предполагающий внесение изменений в постановление правительства № 719, которое регламентирует балльную оценку локализации производства техники в России, опубликован на портале regulation.gov.ru. Он подготовлен для поддержки тяжелого машиностроения, в частности производства горно-шахтного оборудования, пояснил «Ведомостям» представитель Минпромторга.

В перечень локализуемой продукции предлагается включить подъемники и конвейеры для подземных работ, проходческие комбайны, буровые станки, погрузчики, экскаваторы с объемом ковша не менее 4 куб. м, дробилки и сортировочные машины. Требования устанавливаются для трех учетных периодов, следует из пояснительной записки, – с 1 января 2022, 2023 и 2024 гг. Они предполагают ежегодное увеличение требуемых баллов за счет поэтапной локализации или трансфера технологий производства комплектующих.

Например, производство в России силовой установки для проходческих комбайнов избирательного действия оценивается в 35 баллов, узлов ходовой части – также в 35 баллов. Монтаж двигателя, мостов и трансмиссии – 10 баллов. Для того чтобы техника считалась произведенной в России, на 1 января 2022 г. нужно набрать 40–50 баллов в зависимости от ее типа. А на 1 января 2024 г. для признания оборудования российским потребуется набрать уже 80–100 баллов. То есть требования по локализации за два года удваиваются.

Постановление № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории России» действует с 2015 г. Основной критерий для подтверждения – наличие у инвестора заключенного с государством специального инвестиционного контракта (спик). Это рамочное соглашение, которое гарантирует компании неухудшение условий ведения бизнеса на срок действия спика в обмен на обязательства по локализации производства. Подписавшим спик компаниям также доступны региональные налоговые льготы. Производитель, набирающий нужное количество баллов, также получает право участвовать в госзакупках и госпрограммах поддержки спроса. Срок действия инвестсоглашений первой версии (заключались до середины 2019 г.) – 10 лет, во второй версии их продлили до 15–20 лет в зависимости от объема вложений.

Оценивать уровень локализации по спикам в баллах стали с середины 2019 г. в отношении автопрома (затем также для производства сельхозтехники). Сейчас спики есть у всех локализовавших производство в России крупных автоконцернов, как иностранных, так и российских. В этой отрасли спики заменяли истекавшие соглашения о льготной промсборке, заключенные инвесторами с правительством в 2000-х гг.

Требования для локализации карьерной техники в баллах сформированы совместно с широким кругом российских машиностроителей и отраслевых объединений, говорит представитель Минпромторга. Среди них – «Уралмашзавод», Копейский машзавод, «Дробмаш», «Тяжмаш», РСПП и «Горнопромышленники России». «Требования предусматривают начисление баллов за осуществление технологических операций и использование российских комплектующих, что дает возможность стимулировать производителей развивать свои компетенции и самим выпускать приоритетные компоненты», – пояснил собеседник газеты.

Доля импортозамещения в угольной отрасли остается критически низкой, поэтому стимулирование развития отечественного производства имеет важное стратегическое значение, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По его данным, российский рынок горной техники по итогам 2019 г. составил лишь 3–5% от мирового в денежном выражении, или $1–1,5 млрд. Из отечественных игроков представлены «Уралмашзавод», Юргинский завод, Копейский машзавод, Анжерский машзавод, «Кемгормаш» и Александровский машзавод. «Доля использования в добыче угля импортного оборудования выросла с 2012 по 2019 г. с 54 до 79,3%, по открытым работам этот показатель составляет 85,9%, а по подземным – 59%», – сказал Гришунин «Ведомостям». Хуже всего ситуация с импортозависимостью обстоит по механизированным крепям, комбайнам для очистных работ, экскаваторам, погрузчикам и буровым станкам. По данным НРА, от 54,8% (по экскаваторам) до 98,5% (по комбайнам) этой техники в России приходится на импорт. Единственные позиции в парке горно-шахтного оборудования на российских объектах, которые остаются импортонезависимыми, – это скребковые и ленточные конвейеры: доля российского оборудования составляет 92 и 93,8% соответственно.

Локальных производителей погрузчиков и экскаваторов, применяемых в угледобыче, в России нет, за исключением электрических карьерных гусеничных экскаваторов, которые выпускаются в малых объемах, сказал «Ведомостям» председатель комитета дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Комов. Основными импортерами являются Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Liebherr и Volvo Construction Equipment. По данным АЕБ, за последние четыре года в России было продано менее 200 экскаваторов с объемом ковша от 4 куб. м. Погрузчиков реализовано 578 шт., или в среднем 144 единицы в год. Строить заводы на такие объемы экономически нецелесообразно – только если не экспортировать эту технику из России на глобальный рынок, говорит Комов. «Чтобы решиться на перенос производства в Россию, здесь должен быть создан рай для инвесторов с предсказуемой экономической, промышленной и инвестиционной средой, о чем сейчас, к сожалению, говорить пока рано», – констатировал он.

По словам представителя «Мечела», примерно половина горнотранспортной техники на предприятиях группы российского производства. Среди них – экскаваторы УЗТМ и Ижорского машзавода, дробильные установки и сортировочные машины Анжерского машзавода, буровые станки «Рудгормаша», проходческие комбайны Копейского машзавода. При проведении тендеров на закупку техники «Мечел» при прочих равных отдает предпочтение российским производителям, если технические возможности оборудования соответствуют нашим требованиям и задачам, пояснил собеседник «Ведомостей».