Поставки серийных Ил-114-300 могут сдвинуться на 2024 год
Это не будет критичным для заказчиков самолетов, считает экспертПоставки серийных региональных пассажирских самолетов Ил-114-300 могут сдвинуться на более поздний срок с изначально планировавшегося 2023 г., сообщил журналистам вице-премьер Юрий Борисов в кулуарах Тюменского нефтегазового форума.
Причиной стало крушение в августе единственного опытного летного образца военно-транспортного Ил-112В. Оба самолета были оборудованы российским двигателем ТВ7-117СТ. После авиакатастрофы испытания Ил-114 также были приостановлены до выяснения ее причин.
«Катастрофа притормозит вывод на рынок, будет сдвижка вправо. На сколько – не знаю, будем минимизировать [задержку], – сказал Борисов. – Причина возгорания двигателя пока не известна, комиссия работает».
Он добавил, что новый российский двигатель на Ил-114-300 и на Ил-112В не планируется менять на импортный: «Считаю, что двигатель ТВ7-117СТ нужно доводить до рабочего состояния, которое будет соответствовать требованиям». Потребность Вооруженных сил в транспортных самолетах типа Ил-112 Борисов оценил не менее чем в 100 машин, потребность авиакомпаний в Ил-114 он не назвал.
По словам директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, приостановка испытаний Ил-114 может увеличить сроки сертификации самолета еще на 3–6 месяцев, а поставки первых серийных самолетов сместятся на 2024 г.: «Все будет зависеть от результатов расследования по [катастрофе] Ил-112».
В августе после крушения Ил-112 министр промышленности Денис Мантуров и его заместитель Олег Бочаров утверждали, что трагедия не повлияет на сроки сертификации и поставок серийных Ил-114-300. В Минпромторге на момент сдачи номера не ответили на запрос «Ведомостей». В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), куда входит ПАО «Ил», и Объединенной двигателестроительной корпорации, выпустившей двигатель ТВ7-117СТ, отказались от комментариев.
Опытный образец легкого военно-транспортного самолета Ил-112В разбился 17 августа недалеко от военного аэродрома «Кубинка». Экипаж из трех человек погиб. На видео очевидцев происшествия, позднее выложенном в сеть, хорошо видно, что у самолета горит правый двигатель.
«Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал 1 сентября, что критическую ситуацию спровоцировал именно пожар двигателя, но в неконтролируемый боковой крен машина ушла из-за обрыва разрушенной огнем тяги правого элерона (руля крена на крыле).
Ил-114-300 – модернизированная версия пассажирского турбовинтового самолета Ил-114-100, который был разработан в 1980-е гг. и выпускался на Ташкентском авиазаводе в 1990–1998 гг. Всего было произведено два десятка машин. Планируется, что новая машина станет основой парка региональных авиаперевозок в России и заменит устаревшие Ан-24/26. Разработка лайнера ведется с 2016 г. На конец 2020 г. сообщалось, что на НИОКР и подготовку производства, включая российский двигатель ТВ7-117СТ, потрачено 25 млрд руб. Первый полет опытный борт совершил в декабре 2020 г.
Поставки серийного самолета планировались сначала на этот год, затем на 2022 г., а потом были сдвинуты на 2023 г. Соглашение с «Илом» на поставку трех Ил-114 в 2019 г. подписала якутская авиакомпания «Полярные авиалинии». В июле этого года было подписано соглашение о намерениях между ГТЛК и авиакомпаниями «Вологодское авиапредприятие» (на поставку трех самолетов) и дальневосточной авиакомпанией «Аврора» (19 самолетов). Поставки, по данным ГТЛК и «Авроры», должны были начаться в 2023 г.
Представитель ГТЛК сказал «Ведомостям», что компания приобретает самолеты Ил-114 в рамках федерального законодательства о госзакупках. Ответственность производителя за срыв сроков поставок предусматривается в таком случае постановлением правительства № 1042. При этом конкретные суммы штрафа и пеней оговариваются в контракте. ОАК провела первый и единственный пока тендер на закупку трех Ил-114 для ГТЛК в ноябре 2020 г. и заключила контракт на 4,3 млрд руб. Размер штрафа по такому контракту может варьироваться от 11 млн до 4,3 млрд руб., исходя из указанных в постановлении № 1042 условий, подсчитали «Ведомости». «Мы рассчитываем, что все обязательства партнеров в рамках закупки будут соблюдены», – говорит представитель ГТЛК.
«Ведомости» направили запросы в авиакомпании «Вологодское авиапредприятие» и «Аврора». На момент публикации материала ответа не последовало.
Пантелеев отмечает, что авиакомпании, которые уже выразили желание приобрести Ил-114-300, без проблем смогут продлить сроки эксплуатации существующего парка Ан-24/26 на полгода-год и дождаться запуска в серию новых самолетов.