Аналитики ждут нового роста цен на уголь в Азии

Рост связан с дефицитом топлива на рынке и скачком цен на газ
Reuters

Средняя стоимость энергетического угля в Азии (FOB Newcastle) в IV квартале 2021 г. может вырасти до $190 за 1 т, говорится в обзоре американского инвестбанка Goldman Sachs. Ранее банк прогнозировал цены на уровне $100 за 1 т, т. е. оценка теперь повышена почти вдвое. Goldman Sachs также пересмотрел и свой прогноз по цене на энергоуголь на 2022 г. – с $85 до $120 за 1 т.

Инвестбанк также увеличил прогнозы по цене на коксующийся уголь – со $155 до $230 за 1 т в IV квартале этого года и до $175 за 1 т в 2022 г.

Goldman Sachs объясняет повышение оценки дефицитом угля из-за восстановления спроса на электроэнергию и проблем с производством угля в ключевых добывающих странах.

15 сентября фьючерсы на энергоуголь (FOB Newcastle) торговались на уровне $182 за 1 т (+1,5% к предыдущей торговой сессии), свидетельствуют данные Межконтинентальной биржи (ICE). Фьючерсы на коксующийся уголь на Даляньской товарной бирже (DCE, Китай) выросли на 11,9% и достигли 3441 юаня ($534) за 1 т, на энергетический уголь на бирже Чжэнчжоу (ZCE) подорожали на 6% до 1281 юаня ($198,8) за 1 т. С середины августа цены на коксующийся уголь на Даляньской товарной бирже взлетели более чем на 70%, на энергетический уголь на бирже Чжэнчжоу – более чем на 40%, на Межконтинентальной бирже – на 14%.

Рост цен на энергоуголь в Азии обусловлен несколькими факторами, отмечает начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. В их числе он назвал быстрое развитие китайской экономики и угольной генерации в Азии, сокращение инвестиций в новые проекты по добыче и спад поставок из Индонезии и Австралии из-за климатических факторов и ограничений, вызванных пандемией. Рост цен на энергоуголь также вызван ростом цен на газ, указывает управляющий активами «БКС мир инвестиций» Виталий Громадин. 15 сентября на европейском газовом хабе TTF цены уже вплотную приближались к психологической отметке в $1000 за 1000 куб. м. По данным Refinitiv на 10 сентября, спотовая цена на СПГ в Азии с середины августа выросла на 18% и превысила $20,1 за MMBTU ($717 за 1000 куб. м).

Основные причины подорожания угля – увеличение цен на газ и продолжающиеся проблемы с поставками в Китай из-за конфликта с Австралией, соглашается управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Первая проблема в скором времени должна разрешиться, считает он, но прогнозы о политических отношениях между Пекином и Канберрой давать сложно.

Коксующийся уголь дорожает из-за дефицита премиальных марок, указывает Красноженов. Рост производства стали доменно-конверторным методом в Китае продолжается, а на рынке почти нет нового предложения, поэтому можно ожидать положительную динамику по коксующемуся углю в краткосрочной перспективе, говорит он.

Рынок металлургического (коксующегося) угля находится под влиянием роста производства стали и сокращения добычи угля в Китае, а также запрета на импорт из Австралии, отмечает аналитик по товарным рынкам «Открытие брокера» Оксана Лукичева. Рост цен на металлургический уголь усилился в середине 2021 г., отражая рост стоимости энергоугля, реагирующего на рост стоимости газа, говорит она. Но дефицит угля может быть временным и в 2022 г. рынок может вернуться к более нормальным уровням цен, предполагает эксперт.

Оценка Goldman Sachs оптимистична, но данный сценарий может реализоваться, считает Красноженов. «Цена энергоугля на базисе FOB Австралия с калорийностью 6000 ккал на 1 кг достигает уровня $180 за 1 т, а спотовые цены на твердый коксующийся уголь уже превышают $300 за 1 т. Если предположить дополнительные инвестиции в инфраструктурный сектор, относительно слабый доллар и сильный юань и отсутствие единовременных негативных драйверов для рынка, прогнозные цены Goldman Sachs могут оказаться близкими к реальности», – отметил он.

Гришунину из НРА прогноз Goldman Sachs также кажется несколько оптимистичным. На ожиданиях завершения предоставления ликвидности минфином США есть опасения, что цены на сырьевые товары начнут снижаться, предполагает он. Прогноз на 2022 г. на энергоуголь на уровне $120 за 1 т несколько завышен, говорит эксперт, вероятнее цена на уровне $100. Для коксующегося угля с учетом наметившегося падения цен на стальной прокат разумнее ожидать котировок на уровне $200 за 1 т в IV квартале 2021 г. и $150 за 1 т в 2022 г., считает Гришунин.

Лукичева отмечает, что рынок может увидеть повышенный уровень цен в IV квартале 2021 г. и затем спад в 2022 г. По оценке «Открытие Research», среднегодовая стоимость коксующегося угля в следующем году может составить $144 за 1 т, говорит она.

Гришунин отмечает, что фактически рост добычи угля уже реализовался в США, Канаде и Колумбии. Эти страны заменили своей продукцией австралийские поставки угля в Китай. С 2019 г. большое количество мощностей в этих странах было законсервировано, но сейчас они наращивают добычу для обеспечения спроса. Тем не менее строить новые крупные добычные объекты, как в 2005–2013 гг., вряд ли сегодня кто-то рискнет, считает аналитик.

По мнению Громадина, долгосрочного влияния на рынок угля текущая экстремальная ситуация с ценами не окажет. В частности, в США предполагается полный уход от выработки электроэнергии из угля уже к 2030 г., поясняет он. Но полный отказ от угля в энергобалансе в ближайшем будущем маловероятен, говорит Красноженов, еще менее вероятен отказ от коксующегося угля и доменно-конверторного метода выплавки стали. Многие компании, производящие уголь, имеют непубличный статус. Они могут продолжить разрабатывать существующие и новые месторождения, ориентированные в плане экспорта на рынки Азии, считает он.

Российские угольные компании не ответили на запросы «Ведомостей».