В России создают запретные зоны для беспилотных автомобилей
Сначала планируется ограничить проезд высокоавтоматизированного транспорта у КремляУчастники рабочей группы по согласованию позиций регуляторов, традиционных участников рынка, разработчиков и поставщиков новых технологических и бизнес-решений в сфере «Автонет», сформированной первым вице-премьером Андреем Белоусовым, на следующей неделе планируют рассмотреть вопрос об установке в России запретных зон для движения высокоавтоматизированных транспортных средств. Об этом сообщил «Ведомостям» один из участников рабочей группы, эту информацию подтвердил федеральный чиновник, участвующий в выработке правил для автономного транспорта.
Вопрос включен в повестку совещания Минтрансом, хотя инициатива исходит из ФСБ, пояснил один из собеседников «Ведомостей».
По его словам, свободные от беспилотных автомобилей зоны пока не определены, но силовики хотели бы запретить поездки высокоавтоматизированного транспорта в районе Московского Кремля, а также, возможно, вокруг ГУМа и ЦУМа.
«Ведомости» направили запросы в Минтранс, ФСБ, ФСО и МВД. К моменту публикации материала ответов представителей этих ведомств не поступило.
В России беспилотные автомобили проходят испытания на дорогах общего пользования Москвы и Татарстана с 2018 г. В марте 2020 г. правительство разрешило тестирование беспилотников на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской, Владимирской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областей, а также Краснодарского края, Чувашии, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В тестах в Москве участвуют беспилотные автомобили компании Yandex Self-Driving Group и «Сбера».
С 2018 г. беспилотные автомобили в рамках тестирования ездят по городу с водителем за рулем, но уже сейчас ведется подготовка к переходу на новый этап тестирования – без водителя, сообщили в пресс-службе столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Такое тестирование будет проходить на заранее выделенных территориях, которые определяются в том числе и правоохранительными органами, сообщили в учреждении.
«На беспилотные автомобили распространяются те же правила, что и на обычные автомобили с человеком за рулем, – сообщили «Ведомостям» в «Яндексе». – Если на какую-то территорию может въезжать только спецтранспорт с аккредитованным водителем, доступ туда будет ограничен как для обычных такси, так и для беспилотных».
Причина, по которой начинается обсуждение вопроса по созданию запретных зон для движения автомобилей-беспилотников, очевидна, считает заместитель руководителя ЦОДД – начальник ситуационного центра Александр Евсин: «Сейчас обсуждается проект ФЗ «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», который в общем случае допускает их использование на дорогах общего назначения. В рамках рассматриваемого разрешения на использование требуются и нормативные возможности для ограничений, которые могут возникать в случае необходимости».
Запретные зоны, по словам Евсина, могут быть созданы в любом месте, где «применение беспилотников может создавать угрозу безопасности граждан, проблемы для движения или иные негативные факторы, которые должны оцениваться уполномоченными организациями – от органов безопасности движения до служб государственной охраны».
Смысл ограничения движения беспилотного транспорта на охраняемых территориях очевиден – машины без водителей могут использоваться для террористических актов. Опасность перехвата управления автономным транспортным средством хакерами рассматривается как одна из основных потенциальных угроз на пути развития беспилотного транспорта.
В 2016 г. ФСО организовала защиту Кремля от летающих беспилотников оригинальным способом, применив программно-аппаратный комплекс, который имитирует работу спутника навигационных систем. Как писали «Ведомости» в 2016 г., это устройство в нужные отрезки времени выдавало находящимся поблизости устройствам с GPS и «Глонасс» координаты аэропорта «Внуково». Производители дронов на программном уровне запрещают летательным аппаратам подниматься в районе аэропортов для безопасности движения. Поэтому дроны не могут летать в районе Кремля, принимая этот участок за запретную зону.
По мнению гендиректора компании «Абсолют страхование» Дмитрия Руденко, запретные для движения беспилотников зоны есть смысл создавать не только на особых территориях, но также в местах с плохо развитой дорожной инфраструктурой: «Для беспилотников очень важно считывать информацию с объектов, которые находятся вокруг. Поэтому также имеет смысл создать запретные зоны в местах, где проводятся ремонтные работы, замена дорожного полотна, бордюров и иные работы, которые временно сужают дорожное пространство. В подобных районах движение транспорта всегда затруднено, и беспилотнику может быть проблематично ехать по заданному алгоритму».
Технически регулировать запрет на въезд автономных машин в отдельные зоны будет легко, полагает собеседник «Ведомостей», знакомый с членами рабочей группы: «Это можно реализовать, прописав запретные зоны в софте или установив физические ограждения и знаки, которые распознает беспилотник».
Информацию о запретных зонах для движения высокоавтоматизированных транспортных средств можно легко интегрировать в цифровую модель дороги – специальную карту, которую при движении использует автомобиль-беспилотник, считает Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine»: «Так как высокоавтоматизированный транспорт может двигаться, только соблюдая ПДД, контроль движения в запретных зонах не потребуется ни со стороны автоматизированных систем, ни со стороны постовых-регулировщиков. Если информация о запретной зоне будет внесена в цифровую модель дороги, то беспилотный автомобиль построит маршрут движения, исключая въезд в нее».