Стартап по зарядке электрокаров L-Charge привлек первые $1,5 млн

Деньги пошли на создание мобильной и стационарной зарядок
L-Charge продает электричество по цене 15 руб. за 1 кВт ч при себестоимости выработки около 8 руб.
L-Charge продает электричество по цене 15 руб. за 1 кВт ч при себестоимости выработки около 8 руб. / Андрей Гордеев / Ведомости

Российский стартап L-Charge, развивающий сервис сверхбыстрых зарядных станций, привлек первые инвестиции в $1,5 млн. Об этом «Ведомостям» рассказал основатель сервиса и его генеральный директор Дмитрий Лашин. В качестве инвесторов выступили его партнеры по предыдущему бизнесу – производителю овощей ГК «Долина овощей» – Игорь Соколов и его сын Максим.

«Долину овощей» в конце 2020 г. купила группа «Рост» Сергея Рукина. Он остался основным владельцем компании, миноритарные доли остались у основателей «Долины овощей». По словам Лашина, Соколовы в итоге вышли из агробизнеса и часть освободившихся средств вложили в L-Charge. Их суммарная доля в стартапе не превышает 5%, пояснил Лашин.

Инжиниринговая компания L-Charge основана в 2020 г. В середине лета 2021 г. она представила технологию сверхбыстрой зарядки. Ее основа – мини-электростанция на сжиженном природном газе, вырабатывающая ток для зарядки батареи. При зарядке электромобиля ток направляется и от генератора, и от батареи одновременно. Это позволяет зарядить электрокар на 100 км пути примерно за 8 минут, сообщала компания.

Предусмотрена стационарная зарядка (контейнер) и мобильная (на шасси грузовика). Стоимость мобильного комплекса составляет около $200 000 без НДС, стационарного – около $400 000, рассказал Лашин. В августе первая мобильная заправка L-Charge начала заряжать электромобили на московских улицах. Выпуск стационарного комплекса ожидается в октябре. По словам Лашина, всего за прошлый месяц зарядили около 40 электромобилей. Вызвать заправку можно через бот в мессенджере, мобильное приложение находится в разработке, говорит Лашин.

L-Charge продает электричество по цене 15 руб. за 1 кВт ч при себестоимости выработки около 8 руб. «Сейчас мы ограничиваем сеанс зарядки одного электромобиля 20 минутами. В лучшем варианте нам удавалось зарядить внедорожник Porsche Taycan на 50%. Это стоило около 750 руб.», – отмечает Лашин.

В Москве и Петербурге 95% стационарных электрозаправок устанавливали структуры «Россетей» и они бесплатные, говорит председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. В последние годы стали появляться и частные платные заправки, в основном на магистралях, уточняет она. Там стоимость 1 кВт ч варьируется от 9–10 до 12–17 руб. в зависимости от мощности установки. Бесплатные заправки очень медленные: их мощность – около 20 кВт и, чтобы зарядить электромобиль, потребуется часов восемь, парирует Лашин. По его словам, мощность мобильной заправки L-Charge составляет 150 кВт, стационарной – до 500 кВт.

«Москва с ее 1100 электромобилями не главный для нас рынок. Мы хотим запуститься и в Европе, где интеграция электромобилей гораздо выше», – говорит основатель L-Charge. По планам компании, в 2022 г. будет создано пять мобильных заправок и столько же – стационарных. Все они должны отправиться в опытную эксплуатацию в страны Европы и США, но там есть проблемы с сертификацией, признает Лашин. В России же останется одна мобильная и одна стационарная зарядки в Москве, еще по одной мобильной зарядке отправится в Санкт-Петербург и Новосибирск, планирует Лашин. Еще пять мобильных заправщиков у L-Charge может взять по подписке компания Hyundai. По словам Лашина, корейский автопроизводитель планирует вывести на российский рынок электромобиль Hyundai Ioniq и заправщики ему нужны, чтобы пользователи такой техники могли заказать заправку своего электрокара. Представитель Hyundai отказался от комментариев.

«Мобильные зарядки – это не панацея для решения вопроса с зарядной инфраструктурой. Это своего рода подстраховка на случай, если пользователь оказался без заряда», – объясняет глава L-Charge. Он планирует в первую очередь развивать бизнес в части стационарных зарядок, их соотношение к мобильным комплексам должно быть 90% к 10%. «Основная идея в том, что нам не нужно техприсоединение к сетям для стационарных комплексов. Если не угадали с местом установки, его всегда можно переставить, перевезя контейнер в другое место», – добавляет он. Долгосрочные планы L-Charge предполагают создание до 20 000 зарядных станций в течение 10 лет. Лашин считает, что компании достаточно будет привлечь венчурные инвестиции в размере $10 млн, а остальное можно получать в виде займов под жесткие контракты, чтобы не заводить в капитал новых владельцев.

Такая технология будет в первую очередь востребована в местах, где есть дефицит электроэнергии, а именно на автотрассах между городами, сказал «Ведомостям» руководитель проектов транспортной инфраструктуры фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. «В городе даже на медленной зарядке можно оставить электромобиль заряжаться в течение рабочего дня. А на трассе М11 между Москвой и Петербургом расстояние между зарядными станциями таково, что приходится ехать, высчитывая километры до очередной зарядки», – объясняет он. По словам Жанайдарова, мобильные и контейнерные зарядки помогут решить проблему доступности инфраструктуры на вылетных магистралях. В Москве же постепенно появятся более мощные зарядки, поскольку дефицита мощности для их размещения практически нет, отмечает он.