Транзит санкционных продуктов разрешили через три российских порта
Это позволит забрать часть таких грузов из портов ПрибалтикиПравительство РФ включило Большой порт Санкт-Петербург, а также порты Восточный (Находка) и Владивосток в перечень пунктов пропуска для транзита санкционных товаров, которые запрещены для ввоза в Россию. О начале таких перевозок с 6 сентября объявил российский оператор пломбирования «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП), входящий в «РТ-инвест транспортные системы» (совладельцы – «Ростех» и Игорь Ротенберг).
Также к пунктам пропуска добавлены железнодорожные пункты пропуска Валуйки (граница с Украиной), Дербент (с Азербайджаном), Наушки (с Монголией), Вязьма (с Белоруссией) и автомобильный пункт Нижний Зарамаг на границе с Южной Осетией.
Летом 2014 г. Россия запретила импорт рыбы, молочных и мясных продуктов, овощей и фруктов из стран, присоединившихся к антироссийским санкциям, Евросоюза, США, Канады и Австралии. Транзит таких товаров был позже разрешен.
По словам директора департамента управления проектами ЦРЦП Артема Попова, через Россию с начала года осуществлено 11 742 транзитных рейса с санкционными товарами, с марта 2020 г., когда такие перевозки были разрешены по суше, – 20 256. Наибольшая часть перевозок пришлась на продукты питания (77%): чаще всего везли фрукты и орехи (21,7%), мясо и субпродукты (17,7%), зерновые продукты (10,7%), молочную продукцию (9,8%). По словам Попова, основные отправители санкционных товаров – Украина (41,8%), Польша (26,2%) и Литва (10,5%).
11 742 транзитных рейса
осуществлено через Россию с начала года с санкционными товарами. Наибольшая часть перевозок пришлась на продукты питания (77%)
Общий транзит товаров между Европой и Азией через Россию оценивается в 960 000 TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в год. Запуск транзита санкционки с электронными пломбами увеличит его на 8,5%, или на 82 000 TEU в год, считают в ЦРЦП. Открытие портов добавит к общему объему транзитных перевозок еще более 10 000 TEU с перспективой ежегодного роста, по оценке ЦРЦП. Объем перевозок по традиционному маршруту через Суэцкий канал составляет около 22 млн TEU в год, и часть этих грузов пойдет через российские порты.
Общий объем перевалки грузов в трех портах, указанных в постановлении правительства, составляет более 150 млн т в год. «Длительность обходного морского маршрута составляет от 30 до 46 дней. Транзит через Россию сокращает срок доставки в среднем до 14 дней при той же стоимости, что и перевозка морем», – пояснил Попов.
По словам члена совета Ассоциации организаций продуктового сектора Антона Вострикова, прежнее разрешение возить санкционку через железнодорожные станции приводило к развитию портов Прибалтики, а не России. «То есть мы отдали эти перевозки на откуп третьим странам, а Россия осталась маленьким железнодорожным плечом», – говорит он. Также, по его мнению, развитие перевозок через порты позволит получить полный контроль в транзите этих грузов и перевести их полностью на территорию РФ.
Попов рассказал, что использование транспортной сети РФ по сравнению с обходными сухопутными маршрутами уменьшает затраты перевозчика на 25–30%. Экономию дает и сокращение сроков поставки товаров на 2,5–4 суток, количества пересечений границы (два через РФ, от пяти до семи на обходных маршрутах) и сопутствующих расходов на топливо, зарплаты, амортизацию, оформление и перевод транспортной документации. Маршрут через Россию позволяет экономить до $5000 с каждого рейса, добавил Попов.
Транзит санкционных товаров с применением электронных пломб через порты России «имеет высокий потенциал за счет меньшей протяженности маршрутов и сроков доставки грузов по сравнению с маршрутами в обход РФ», говорит представитель РЖД. Время доставки грузов из Китая в Европу сокращается до 18–20 суток, поясняет он. По экспертным оценкам, объем спроса на транзит санкционных товаров через порты в перспективе до 2022 г. может достигать 10 000 контейнеров в год, подтверждает собеседник «Ведомостей». РЖД, со своей стороны, готова полностью обеспечить перевозку потенциального объема таких грузов.
Для «РЖД логистики» это откроет дополнительные возможности, говорит представитель компании. По словам собеседника «Ведомостей», есть потенциал в увеличении транзита в рефрижераторных контейнерах в Китай через порты Дальнего Востока в условиях закрытия границ со стороны КНР для таких контейнеров. «РЖД логистика» проводит переговоры с финскими партнерами по организации грузоперевозок через порты Дальнего Востока», – отметил он.
Генеральный директор «Infoline- аналитики» Михаил Бурмистров считает, что новый механизм «не приведет к резкому увеличению масштабов транзита, но позволит привлекать дополнительные грузопотоки в Азербайджан, Монголию и Южную Осетию, а также увеличить поставки с Украины в страны Азии». Он оценил эти объемы в 6000 TEU в 2022 г.
При этом есть определенные риски того, что санкционные товары могут попадать и на рынок России. По молочной продукции основной ввоз из Европы через третьи страны наблюдался в первые годы после введения запрета, говорит гендиректор общественной организации «Союзмолоко» Артем Белов. По его словам, сегодня эта проблема практически решена и запрещенная продукция из ЕС практически не попадает в Россию. К примеру, купить запрещенные европейские сыры в РФ можно, но это мизерные объемы, добавил Белов.
Директор Плодоовощного союза Михаил Глушков отмечает, что такая растительная продукция попадает в Россию в результате реэкспорта. «Типичный пример – это польские яблоки. Когда поставки этих фруктов из Польши в РФ оказались под запретом, в 2015–2016 гг. мы увидели ровно такой же объем дополнительных поставок яблок из Белоруссии. Затем поставки польских яблок пошли больше через Молдавию и Сербию», – сказал он.
До 2014 г. более половины импортных яблок в России ввозились из Польши. По данным Международного торгового центра ООН, в 2013 г. из этой страны на российский рынок было отгружено 715 000 т (55%). Белоруссия только в 2016 г. легализовала для поставки в Россию не менее 250 000 т яблок и груш из стран, подпавших под российское эмбарго, говорил тогда руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт. В июне 2021 г. Данкверт говорил в интервью РБК, что принятые в последние годы правительством и участниками рынка меры значительно снизили реэкспорт санкционной продукции.
Представитель Россельхознадзора заявил, что с 2015 г. выявлено 37 200 т санкционной продукции растительного происхождения и 1300 т товаров животного происхождения. За первые семь месяцев 2021 г. выявлено 1740 т и 27 500 т соответственно. «В связи с расширением пунктов пропуска ведомство не видит рисков, – говорит представитель Россельхознадзора. – Процедура транзита санкционных товаров по территории РФ в сопровождении электронных навигационных пломб отработана и зарекомендовала себя с положительной стороны».