Продажи органических продуктов питания растут быстрее обычных
Самым быстрорастущим товаром у россиян стала водкаПродажи органических продуктов питания за 12 месяцев (с мая 2020 г. по апрель 2021 г.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 13% в денежном выражении. Такие данные приводит исследовательская компания NielsenIQ. Они вдвое обогнали обычные продукты питания, которые за тот же период прибавили только 6%. Цифры в натуральном выражении компания не указывает, само исследование проведено впервые. По данным Национального органического союза, продажи органических продуктов по итогам 2020 г. составили 192–194 млн евро, это на 15–18% больше, чем годом ранее. Темпы роста при этом увеличились: например, в 2019 г. этот показатель составлял только 10–12%.
Органической по российскому законодательству считается продукция, произведенная без использования агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и т. д. По мнению исполнительного директора Национального органического союза Олега Мироненко, активизация продаж в этом сегменте связана в том числе с пандемией коронавируса: люди стали чаще готовить дома, а потому они больше обращали внимание на свойства продуктов и в целом больше заботились о здоровье. Представитель Роскачества (выдает такие сертификаты) тоже объясняет рост этого рынка пандемией: продукция, связанная со здоровым образом жизни, стала популярнее.
Самым быстрорастущим органическим продуктом стала водка, указывает NielsenIQ. Ее продажи за этот период увеличились на 36%. Мироненко объясняет такой рост тем, что в 2020 г. крупнейшие экспортеры органической пшеницы приостановили поставки за рубеж. Россельхознадзор вводил требование о химическом обеззараживании (фумигации) перед вывозом, напоминает он. А в Европе сельхозтовары с такой обработкой не признают органическими. В итоге пшеница была продана на внутреннем рынке, в том числе и производителям спирта. Ее покупал, к примеру, Росспиртпром. Его представитель рост спроса на органический спирт подтверждает. Он прогнозирует, что по итогам текущего года отгрузки превысят прошлогодние показатели примерно на 20%.
Органика и правда стала модной у производителей водки: наличие такой сертификации позволяет выпускать премиальную продукцию, говорит исполнительный директор Союза органического земледелия Сергей Коршунов. Часто наличие сертификата «органик» позволяет продавать продукцию на 20% дороже, согласен Мироненко. По данным Единого государственного реестра производителей органической продукции, сертификаты уже получили, например, завод «Георгиевский. Традиции качества» (входит в Beluga Group), ликероводочный завод «Саранский», Иткульский спиртзавод (входит в Marussia Beverages) и т. д. У Алкогольной сибирской группы пока нет водки с такой сертификацией, но есть «Пять озер Organic Filtered», которая проходит фильтрацию органическим льном, рассказывает генеральный директор этой компании Сергей Лебедев. В дальнейшем компания рассматривает возможность выпускать премиальную органическую водку (от 500 руб. за бутылку): потребители этого сегмента разбираются в тонкостях такой продукции и готовы за это платить, отмечает Лебедев.
Но с точки зрения развития рынка органики это вряд ли перспективно: у водки высокая степень переработки сырья и его свойства практически не влияют на качество продукта, говорит Коршунов. По его мнению, будущее этого сегмента, например, за овощами, фруктами и вином. По данным Единого государственного реестра, сертификаты на такую продукцию получили уже 74 компании, в их числе производитель кофе Paulig, агрохолдинг «АгриВолга», Nestle, Hipp и др.
Среди виноделов первым такой сертификат получило предприятие «Терруар» Павла Швеца. По словам бизнесмена, он изначально строил предприятие по органическим стандартам, а документ лишь это подтвердил. Он считает, что таких принципов должен придерживаться «любой ответственный бизнес». Кроме того, органическое земледелие наносит минимальный вред почве, что позволяет в долгосрочной перспективе более эффективно ее использовать.
В крупных торговых сетях ситуация иная. За 2020 финансовый год (завершился 1 апреля) общий прирост по органическим товарам составил 5% по отношению к 2019 г., а число товарных позиций увеличилось на 6,5%, говорит представитель «Азбуки вкуса». Наибольший рост показали овощные и фруктовые чипсы и снеки, питьевые йогурты, смеси из сухофруктов и орехов. Продажи органической водки прибавили лишь 3,5%, среди алкогольных напитков самым популярным стало розовое органическое вино (+255%), добавляет он. У «Перекрестка» взрывного роста не было, отмечает его представитель. У «Ашана» самым быстрорастущим органическим продуктом стало детское питание, продажи выросли на 19%.
Доля основных категорий сертифицированной органической продукции пока невысокая: она составляла лишь 0,1% в товарообороте крупнейших розничных сетей России за последние 12 месяцев, по данным NielsenIQ. Но через 5–7 лет этот показатель может достичь 2%, считает Коршунов. Основные потребители такой продукции – поклонники здорового образа жизни, в основном проживающие в городах-миллионниках, говорит он. Для сравнения: в Германии доля органической продукции составляет 7%, в Дании – 12%. Пока около 80% российского рынка органики занимает импорт, но по мере развития этого направления продукция российских производителей будет постепенно его замещать, считает Коршунов.