Минэнерго против электрификации БАМа и Транссиба после 2024 года
Строительство угольной генерации ухудшит показатели по углеродным выбросам, считают экспертыМинистр энергетики Николай Шульгинов на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке 2 сентября заявил журналистам, что ведомство выступает против продолжения электрификации Восточного полигона – БАМа и Транссиба – на третьем этапе программы по расширению этих магистралей.
Шульгинов пояснил, что для строительства дополнительной генерации и ЛЭП в рамках третьего этапа (после 2024 г.) придется корректировать мероприятия в рамках уже реализующегося сегодня второго этапа (2021–2024 гг.). А для этого, считает министр, придется «вынести проекты по второму этапу из экспертизы и переделать их», что может привести к задержке реализации второго этапа развития БАМа и Транссиба. При этом, по словам Шульгинова, энергетики («Россети». – «Ведомости») до сих пор не получили средства из ФНБ для реализации второго этапа. «И по третьему этапу источник финансирования определен только под основную деятельность – по части РЖД. По части энергетики опять ничего нет», – пожаловался он.
2 сентября на ВЭФе гендиректор «Россетей» (оператор электросетей в РФ) Андрей Рюмин говорил журналистам, что компания через Минэнерго подала заявку на получение более 100 млрд руб. из ФНБ на мероприятия по электрификации Восточного полигона в рамках второго этапа модернизации. По словам Рюмина, суммарно в рамках второго этапа потребуется около 190 млрд руб. При этом он подчеркнул, что работы будут выполнены вне зависимости от того, получит компания средства ФНБ или нет. В рамках первого этапа развития БАМа и Транссиба «Россети» должны построить 2700 км ЛЭП (мероприятия еще продолжаются), в рамках второго этапа – свыше 2700 км ЛЭП.
Первый этап развития Восточного полигона предусматривал увеличение до 2021 г. провозной способности до 144 млн т в год, второй – до 180 млн т. Согласно проекту транспортной стратегии РФ до 2030 г. пропускную способность планируется поэтапно увеличить до 240 млн т к 2035 г. Гендиректор РЖД Олег Белозеров 1 сентября на ВЭФе оценил стоимость третьего этапа модернизации в 2–4 трлн руб.
Сколько электроэнергии надо БАМу и Транссибу
Суммарную энергонагрузку Восточного полигона после завершения третьего этапа модернизации планировалось увеличить до 8,52 ГВт. В том числе 2,85 ГВт – текущая нагрузка, 2,38 ГВт – потребность в мощности при реализации второго этапа со стороны РЖД, 2,16 ГВт – на третьем этапе. Еще 1,13 ГВт придется на прочих потребителей в регионе, среди которых Амурский ГХК «Сибура» (337 МВт), Малмыжское месторождение Русской медной компании (250 МВт), месторождение «Сухой Лог» «Полюса» (229 МВт), Удоканский ГОК USM (196 МВт), Амурский ГПЗ «Газпрома» (162 МВт).
В Минэнерго оценивали потребность в новой генерации на третьем этапе расширения Восточного полигона в 1,8 ГВт преимущественно угольных ТЭС, следует из июньской презентации министерства (есть у «Ведомостей»). Также до 2030 г. для обеспечения БАМа и Транссиба нужно будет построить до 4200 км электросетей. В рамках проекта планировалось увеличить мощность пока не построенной ТЭС «Пеледуй» с 456 до 762 МВт (еще два блока суммарно на 304 МВт), увеличить мощности входящих в «Русгидро» Нерюнгринской ГРЭС на 430 МВт, Совгаванской ТЭЦ – на 126 МВт и Комсомольской ТЭЦ-3 – на 360 МВт, а также построить угольную Ургальскую ТЭС в Хабаровском крае на 600 МВт.
Строительство ЛЭП на третьем этапе, по данным «Россетей», потребует 289,4 млрд руб., писал в июне «Коммерсантъ». Оценка стоимости строительства генерации не приводилась. Замдиректора по работе с компаниями энергосектора KPMG в РФ и СНГ Сергей Роженко оценивает инвестиции в электрификацию БАМа и Транссиба в рамках третьего этапа в $5–6 млрд. Руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов говорит, что порядка $5 млрд потребуется только на создание 1,8 ГВт угольной генерации без учета сетей.
Источник «Ведомостей», знакомый с планами РЖД, утверждает, что третий этап расширения БАМа и Транссиба сейчас не предусматривает электрификации. «На втором этапе модернизации за счет инвестбюджета РЖД планируется электрификация участков Волочаевка – Комсомольск и Комсомольск – Ванино», – говорит он.
В РЖД отказались от комментариев «Ведомостям», в Минэнерго не ответили на запрос.
Хохлов обращает внимание на риски строительства в рамках третьего этапа именно угольной генерации, что может привести к ухудшению углеродного следа российской энергетики в целом. С ним согласен Роженко: «Электрификация имеет смысл только в контексте сокращения выбросов СО, поскольку экологическая повестка и принципы устойчивого развития (ESG) в обозримом будущем будут влиять на успешность любого крупного бизнеса». По словам эксперта, уже сегодня ведущие инвестфонды отказываются от вложений в проекты, которые не соответствуют этим принципам. «Поэтому и строительство угольной генерации для БАМа и Транссиба в будущем представляет риск прежде всего для грузоотправителей в контексте подсчета углеродного следа их продукции», – считает Роженко.
Белозеров называл «очень серьезным звоночком» отказ инвестфонда PIMCO вложиться в выпущенные компанией «социальные» облигации (предполагают привлечение средств на социальные проекты) на 25 млрд руб. В конце 2020 г. РЖД разместила эти бумаги за рубежом, но PIMCO, управляющий почти $2 трлн, известил РЖД о невозможности выкупить бонды, поскольку 50% грузооборота компании – это «карбоновый» груз (с высоким углеродным следом), в том числе около 44% – уголь.