Минэнерго против электрификации БАМа и Транссиба после 2024 года

Строительство угольной генерации ухудшит показатели по углеродным выбросам, считают эксперты
Ведомоство Николая Шульгинова (на фото) выступает против продолжения электрификации Восточного полигона
Ведомоство Николая Шульгинова (на фото) выступает против продолжения электрификации Восточного полигона / Евгений Разумный / Ведомости

Министр энергетики Николай Шульгинов на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке 2 сентября заявил журналистам, что ведомство выступает против продолжения электрификации Восточного полигона – БАМа и Транссиба – на третьем этапе программы по расширению этих магистралей.

Шульгинов пояснил, что для строительства дополнительной генерации и ЛЭП в рамках третьего этапа (после 2024 г.) придется корректировать мероприятия в рамках уже реализующегося сегодня второго этапа (2021–2024 гг.). А для этого, считает министр, придется «вынести проекты по второму этапу из экспертизы и переделать их», что может привести к задержке реализации второго этапа развития БАМа и Транссиба. При этом, по словам Шульгинова, энергетики («Россети». – «Ведомости») до сих пор не получили средства из ФНБ для реализации второго этапа. «И по третьему этапу источник финансирования определен только под основную деятельность – по части РЖД. По части энергетики опять ничего нет», – пожаловался он.

2 сентября на ВЭФе гендиректор «Россетей» (оператор электросетей в РФ) Андрей Рюмин говорил журналистам, что компания через Минэнерго подала заявку на получение более 100 млрд руб. из ФНБ на мероприятия по электрификации Восточного полигона в рамках второго этапа модернизации. По словам Рюмина, суммарно в рамках второго этапа потребуется около 190 млрд руб. При этом он подчеркнул, что работы будут выполнены вне зависимости от того, получит компания средства ФНБ или нет. В рамках первого этапа развития БАМа и Транссиба «Россети» должны построить 2700 км ЛЭП (мероприятия еще продолжаются), в рамках второго этапа – свыше 2700 км ЛЭП.

Первый этап развития Восточного полигона предусматривал увеличение до 2021 г. провозной способности до 144 млн т в год, второй – до 180 млн т. Согласно проекту транспортной стратегии РФ до 2030 г. пропускную способность планируется поэтапно увеличить до 240 млн т к 2035 г. Гендиректор РЖД Олег Белозеров 1 сентября на ВЭФе оценил стоимость третьего этапа модернизации в 2–4 трлн руб.

Сколько электроэнергии надо БАМу и Транссибу

Суммарную энергонагрузку Восточного полигона после завершения третьего этапа модернизации планировалось увеличить до 8,52 ГВт. В том числе 2,85 ГВт – текущая нагрузка, 2,38 ГВт – потребность в мощности при реализации второго этапа со стороны РЖД, 2,16 ГВт – на третьем этапе. Еще 1,13 ГВт придется на прочих потребителей в регионе, среди которых Амурский ГХК «Сибура» (337 МВт), Малмыжское месторождение Русской медной компании (250 МВт), месторождение «Сухой Лог» «Полюса» (229 МВт), Удоканский ГОК USM (196 МВт), Амурский ГПЗ «Газпрома» (162 МВт).

В Минэнерго оценивали потребность в новой генерации на третьем этапе расширения Восточного полигона в 1,8 ГВт преимущественно угольных ТЭС, следует из июньской презентации министерства (есть у «Ведомостей»). Также до 2030 г. для обеспечения БАМа и Транссиба нужно будет построить до 4200 км электросетей. В рамках проекта планировалось увеличить мощность пока не построенной ТЭС «Пеледуй» с 456 до 762 МВт (еще два блока суммарно на 304 МВт), увеличить мощности входящих в «Русгидро» Нерюнгринской ГРЭС на 430 МВт, Совгаванской ТЭЦ – на 126 МВт и Комсомольской ТЭЦ-3 – на 360 МВт, а также построить угольную Ургальскую ТЭС в Хабаровском крае на 600 МВт.

Строительство ЛЭП на третьем этапе, по данным «Россетей», потребует 289,4 млрд руб., писал в июне «Коммерсантъ». Оценка стоимости строительства генерации не приводилась. Замдиректора по работе с компаниями энергосектора KPMG в РФ и СНГ Сергей Роженко оценивает инвестиции в электрификацию БАМа и Транссиба в рамках третьего этапа в $5–6 млрд. Руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов говорит, что порядка $5 млрд потребуется только на создание 1,8 ГВт угольной генерации без учета сетей.

Источник «Ведомостей», знакомый с планами РЖД, утверждает, что третий этап расширения БАМа и Транссиба сейчас не предусматривает электрификации. «На втором этапе модернизации за счет инвестбюджета РЖД планируется электрификация участков Волочаевка – Комсомольск и Комсомольск – Ванино», – говорит он.

В РЖД отказались от комментариев «Ведомостям», в Минэнерго не ответили на запрос.

Хохлов обращает внимание на риски строительства в рамках третьего этапа именно угольной генерации, что может привести к ухудшению углеродного следа российской энергетики в целом. С ним согласен Роженко: «Электрификация имеет смысл только в контексте сокращения выбросов СО, поскольку экологическая повестка и принципы устойчивого развития (ESG) в обозримом будущем будут влиять на успешность любого крупного бизнеса». По словам эксперта, уже сегодня ведущие инвестфонды отказываются от вложений в проекты, которые не соответствуют этим принципам. «Поэтому и строительство угольной генерации для БАМа и Транссиба в будущем представляет риск прежде всего для грузоотправителей в контексте подсчета углеродного следа их продукции», – считает Роженко.

Белозеров называл «очень серьезным звоночком» отказ инвестфонда PIMCO вложиться в выпущенные компанией «социальные» облигации (предполагают привлечение средств на социальные проекты) на 25 млрд руб. В конце 2020 г. РЖД разместила эти бумаги за рубежом, но PIMCO, управляющий почти $2 трлн, известил РЖД о невозможности выкупить бонды, поскольку 50% грузооборота компании – это «карбоновый» груз (с высоким углеродным следом), в том числе около 44% – уголь.