Вертолетчики камчатской «Витязь-аэро» постоянно нарушали правила полетов

Росавиации надо решить, можно ли вернуть авиакомпании право возить пассажиров
Характер местности, где выполнялись полеты, – много сопок, горы – требует более интенсивного маневрирования
Характер местности, где выполнялись полеты, – много сопок, горы – требует более интенсивного маневрирования / Юрий Смитюк / ТАСС

Ространснадзор выявил около 50 нарушений эксплуатации вертолетов крупнейшей частной камчатской авиакомпании ­«Витязь-аэро», вертолет которой утонул в Курильском озере 12 августа. «Ведомости» ознакомились с предписанием Ространснадзора от 20 августа. ­Проведение проверки подтвердили представители Ространснадзора и авиакомпании.

Вертолет Ми-8 «Витязь-аэро» с 13 туристами и тремя членами экипажа затонул в озере на территории Кроноцкого заповедника. Восемь человек погибло. Следственный комитет рассматривает три версии аварии: неблагоприятные погодные условия (был туман), ошибка пилотирования и техническая неисправность Ми-8. Комиссия Межгосударственного авиационного комитета также проводит расследование.

В ходе проверки Ространснадзор установил, что экипажи «Витязь-аэро» систематически нарушали стандарты выполнения полетов на Ми-8 и его модификациях Ми-8МТВ и Ми-8АМТ, предписанные руководством по летной эксплуатации (РЛЭ). Среди самых частых нарушений – превышение углов крена и тангажа, превышение максимально допустимой скорости для различных элементов пилотажа и разных эшелонов. По правилам эксплуатации Ми-8 ограничение по крену составляет 30°, а пилоты «Витязь-аэро» допускали крен до 33,69°. На Ми-8МТВ углы тангажа должны быть не более 20°, а у вертолетчиков авиакомпании они могли доходить до 26,12°, 28,5°, 30,42°. Разворот на висении (разворот с нулевым креном судна) проводился со скоростью больше допустимых 12° в секунду. Иногда наклон сверх нормы длился в полете всего 3 или 5 секунд, уточняет Ространснадзор.

Как сообщил «Ведомостям» представитель «Вертолетов России», «соблюдение правил и ограничений, прописанных в РЛЭ, строго необходимо, поскольку оно гарантирует безопасность полета».

Чем занималась «Витязь-аэро»

Авиакомпания до августовской катастрофы владела 22 вертолетами Ми-8 разных модификаций. Обслуживала пассажирские перевозки по Камчатскому краю и перевозила туристов. Чистая прибыль в 2020 г. превысила 420 млн руб., выручка – 1,58 млрд руб.
49,5% акций «Витязь-аэро» владеет камчатский предприниматель и депутат краевой Думы Игорь Редькин. Он также владеет долей в рыболовецкой компании и туристическими активами. В августе Редькин стал подозреваемым по делу об убийстве. По словам его представителя, бизнесмен 2 августа пытался отпугнуть медведя со свалки в пос. Озерновский, но попал в местного жителя. Сейчас Редькин под домашним арестом.

Все выявленные нарушения по классификации являются авиационными событиями и требуют расследования. Но «Витязь-аэро» не докладывала о них Росавиации, хотя должна была. Ространснадзор предписал перевозчику до 20 октября принять меры для предотвращения таких нарушений в дальнейшем.

Генеральный директор Виктор Сиротин не смог оценить серьезность выявленных нарушений. «Я не готов сказать, серьезные это нарушения или нет. Пусть Росавиация сама рассмотрит и даст свои комментарии», – сказал он «Ведомостям». Сиротин добавил, что компания 1 сентября уже направила авиарегулятору отчет об устранении недостатков, но замечания Ространснадзора будут рассматриваться отдельно.

После аварии Росавиация запретила «Витязь-аэро» выполнять коммерческие перевозки пассажиров. По оценкам властей Камчатки, туротрасль ежедневно теряет до 6 млн руб. из-за приостановки деятельности авиакомпании. Кроме «Витязь-аэро» полеты в регионе выполняет «Камчатское авиапредприятие» (принадлежит властям края). Представитель Росавиации не ответил на вопросы «Ведомостей».

«Это же гражданская авиация, такие полеты (с нарушениями РЛЭ. – «Ведомости») во всем мире для пассажиров за деньги запрещены», – заявил «Ведомостям» директор одной из российских авиакомпаний. «Наличие сертификата эксплуатанта должно гарантировать уровень безопасности, присущий гражданской авиации, а не экстремальным условиям полетов военных или других авиаторов», – соглашается пилот разных типов вертолетов. По его мнению, количество выявленных Ространснадзором нарушений говорит о системности проблемы. «У летного состава «Витязь-аэро» отсутствует культура выполнения полетов и обеспечения их безопасности», – считает собеседник «Ведомостей».

Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев сообщил, что в РЛЭ и так указаны предельные значения показателей, выходить за которые нельзя, даже если речь идет об очень незначительных отклонениях. «С другой стороны, характер местности, где выполнялись полеты, – много сопок, горы – требует более интенсивного маневрирования. Но тот факт, что они не передавали в надзорные органы информацию о нарушениях, говорит о формальном подходе руководства к изучению данных бортовых самописцев и корректировке неправильных устоявшихся навыков пилотов», – объясняет эксперт. По словам Пантелеева, оценить нарушения теперь должна Росавиация, после чего можно решать вопрос с возвратом сертификата эксплуатанта «Витязь-аэро» или его полным аннулированием.