Globaltrans отдаст контроль в «Синтезрейле» за 1,1 млрд рублей

Эти средства позволят сократить долг и продолжить выплачивать высокие дивиденды
Globaltrans
Globaltrans

Крупный российский железнодорожный оператор Globaltrans продает принадлежащую ему 60%-ную долю в компании «Синтезрейл», созданной с нуля в 2014 г., сообщил Globaltrans 31 августа в отчете по МСФО.

Сумма сделки, которую планируется закрыть до конца года, составит 1,128 млрд руб. Она будет денежной. Долю выкупят структуры совладельцев Globaltrans – Side Pears Holdings Ltd Никиты Мишина, Waterose Investments Ltd Константина Николаева и Mattinsen Hill Ltd Сергея Мальцева. Оставшиеся 40% останутся в собственности менеджмента «Синтезрейл» (кому именно они принадлежат, в компании не раскрывают).

«Синтезрейл» – компания, специализирующаяся на железнодорожных перевозках нефтехимических и металлургических грузов в крупнотоннажных и танк-контейнерах. На конец 2020 г. ее парк насчитывал 5797 единиц.

«Мы продаем [этот актив] по хорошей цене – около 7 мультипликаторов EV/EBITDA (отношение стоимости бизнеса с учетом долга к объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и т. п. – «Ведомости»). Считаем эту цену весьма привлекательной», – заявил «Ведомостям» представитель Globaltrans. Скорректированная EBITDA «Синтезрейла» в первом полугодии текущего года составила 435 млн руб., чистый долг по состоянию на 30 июня – 2,3 млрд руб., сообщается в отчете Globaltrans.

Что такое Globaltrans

Компания основана в 2004 г., специализируется на железнодорожных перевозках металлургической продукции, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. Владеет более чем 70 000 единиц подвижного состава, в том числе полувагонами, цистернами и танк-контейнерами. Сооснователям компании Никите Мишину и Андрею Филатову принадлежит по 11,5% акций, Константину Николаеву – 10,8%. Через совместную структуру они владеют еще 0,9%. У члена совета директоров группы Александра Елисеева – 5,1%, у Сергея Мальцева – 3,1%. Free float составляет 56,9%, GDR Globaltrans торгуются на Лондонской фондовой и Московской биржах.

Финансовый директор группы Globaltrans Александр Шенец в ходе телеконференции пояснил, что полученные от сделки средства компания, вероятнее всего, направит на погашение коротких долгов. «В любом случае эта продажа усиливает наш баланс. Деньги от продажи плюс деконсолидация обязательств – на «Синтезрейле» достаточно приличное количество долга – позволят нам улучшить на 12% наш уровень долга», – сказал он (цитата по «Интерфаксу»).

Представитель Globaltrans также добавил «Ведомостям», что «Синтезрейл» – нишевый неосновной бизнес, на долю которого приходится менее 3% консолидированного показателя EBITDA группы. «Значительные синергии с другими видами нашего бизнеса отсутствуют. Дальнейший рост, скорее всего, не будет настолько же прибыльным из-за увеличения конкуренции и стоимости контейнеров», – пояснил он.

За шесть месяцев 2021 г. чистая прибыль Globaltrans сократилась на 41% до 4,2 млрд руб. к аналогичному периоду 2020 г. Скорректированная EBITDA снизилась на 29% до 10,4 млрд руб., выручка упала на 14% до 24,8 млрд руб. Средняя стоимость груженой отправки год к году снизилась на 12%, поскольку устойчивые ставки в сегменте нефтепродуктов и нефти смогли лишь частично компенсировать слабую ценовую конъюнктуру в сегменте полувагонов, говорится в отчете компании по МСФО.

По данным РЖД, на начало августа 2021 г. ставки на аренду полувагонов при заключении долгосрочного контракта еще не вышли на уровень доковидного 2019 года и составляют порядка 1000–1100 руб. за полувагон в сутки.

Других сделок Globaltrans с непрофильными активами в ближайшее время не ожидается. «Бизнес Globaltrans – перевозки в полувагонах и цистернах – хорошо диверсифицирован, поэтому компания не видит необходимости что-либо менять в бизнес-модели», – пояснил представитель компании. Он добавил, что Globaltrans в дальнейшем не планирует участвовать в развитии проданной компании.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что с учетом долга цена сделки по продаже «Синтезрейла» выглядит обоснованной – на уровне 4,25–4,5 EBITDA. «Продажа актива структурам, связанным с акционерами, с одной стороны, требует более сложных корпоративных процедур в рамках анализа сделок с заинтересованностью, с другой – не формирует существенных рисков для миноритарных акционеров, так как цена вполне рыночная», – пояснил он.

По мнению Бурмистрова, учитывая, что у акционеров Globaltrans различались взгляды относительно стратегии в сегменте перевозок в танк-контейнерах, выделение бизнеса создает возможности для ускорения самостоятельного развития «Синтезрейла» или партнерства с другими участниками рынка. «В то же время Globaltrans сокращает долг и получает возможность направить денежный поток на развитие стратегических направлений», – резюмировал эксперт. Аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева добавляет, что продажа «Синтезрейла» позволит не только сократить долговую нагрузку группы Globaltrans, но и продолжить выплачивать щедрые дивиденды акционерам.

По итогам первого полугодия совет директоров компании рекомендовал выплатить 22,5 руб. на одну акцию/GDR на общую сумму 4 млрд руб. (выплаты состоятся до 10 сентября). За второе полугодие Globaltrans намерена перечислить в виде дивидендов не менее 5 млрд руб., или около 27,97 руб. на акцию/GDR.