«Трансмашхолдинг» и ГК 1520 конкурируют за контракт в Иерусалиме на 2,5 млрд евро
Шансы ТМХ на победу высоки благодаря опыту работы за рубежом, но заявка ГК 1520 и ее партнеров дешевле«Трансмашхолдинг» (ТМХ) участвует в двух тендерах в Израиле, рассказал «Ведомостям» генеральный директор холдинга Кирилл Липа.
Первый – тендер на финансирование, проектирование, строительство, эксплуатацию и техобслуживание третьей ветки метрополитена Иерусалимской сети легкорельсового транспорта. Проект реализуется на основе государственно-частного партнерства. Победитель будет выступать администратором концессии в течение 25 лет. Предельная стоимость проекта – 2,5 млрд евро. Сейчас власти Израиля собирают заявки, сам тендер пройдет через год. «У нас есть ориентировочно 10–12 месяцев на подготовку документации, которая должна соответствовать жестким критериям, предъявляемым Израилем», – рассказал Липа.
Железная дорога в Иерусалиме протянется на 31 км от Гило на юге города до Рамат-Эшколя и Рамота на севере. 2,5 км пройдет под землей вдоль Яффо-роуд и улицы Бар-Илан в центре города. Всего будет построено 53 станции, в том числе три под землей. Также будет возведено депо. Предполагается, что проект будет завершен в течение шести лет, а полностью введен в эксплуатацию в течение восьми лет.
Для ТМХ (структуры Искандара Махмудова, Андрея Бокарева, Дмитрия Комиссарова и Липы владеют около 80% акций, еще 20% – у французской Alstom) это первый проект такого масштаба. Холдинг выступает в составе консорциума, в котором выполняет направляющую и координирующую роль.
«Мы прошли квалификационные переговоры, собрали очень большой консорциум из российских и зарубежных компаний, в том числе израильских», – говорит Липа. В него входят финансовые партнеры, строители, интеграторы, профессионалы в области сигнальных систем. Плюс 6–8 компаний, которые будут участвовать в общестроительных работах. Также одним из партнеров стал крупнейший оператор автобусов в Израиле.
Одним из конкурентов ТМХ, по словам Липы, является российская Группа компаний 1520 (ГК 1520), которая участвует в консорциуме с китайскими партнерами China Railway Construction Corporation и CRRC Corporation Limited.
Также конкурентами ТМХ и ГК 1520 станут ряд зарубежных консорциумов, в том числе с участием акционера ТМХ Alstom: французы идут на тендер с американской Allied и израильскими Electra Ltd и Minrav Holdings.
ГК 1520 – крупнейший строительный подрядчик РЖД. По данным СПАРК, 71,7% акций ГК 1520 – у Алексея Крапивина, бывшего советника экс-президента РЖД Владимира Якунина, еще 28,3% – у Бориса Ушеровича (объявлен в международный розыск по делу о взятке полковнику антикоррупционного управления МВД Дмитрию Захарченко в размере 2,39 млрд руб.). «Ведомости» в 2019 г. писали, что ГК 1520 находится под «значительным влиянием» Игоря Ротенберга и его отца Аркадия.
Заявка консорциума китайцев и ГК 1520 значительно дешевле, чем у остальных конкурентов, сообщило израильское издание Calcalist со ссылкой на источники в тендерной комиссии, но точную сумму не указало. Представитель ГК 1520 не ответил на запрос «Ведомостей» на момент подписания номера в печать.
Второй конкурс, в котором участвует ТМХ, – это создание легкорельсового трамвая в Тель-Авиве. Его стоимость оценивается в 60–70 млн евро. В этом проекте роль ТМХ значительно меньше, отмечает Липа: «Здесь мы просто поставщики подвижного состава». Действующий консорциум, который прошел квалификационные процедуры, исключил из своего состава производителя подвижного состава, а вместо них пришел ТМХ. Тендер планируется провести в ближайшие полгода, отмечает Липа.
«В отличие от первого конкурса это другой по масштабам нашей деятельности проект, но зато он ближе по срокам. Кроме того, для ТМХ Израиль в целом очень важный рынок», – резюмировал гендиректор холдинга. ТМХ обсуждает еще один потенциальный контракт в Израиле, подробности Липа пока не раскрывает.
В конце 2020 г. международное подразделение ТМХ – TMH International и генеральный директор швейцарской консалтинговой компании Maydex Патрик Ландау создали СП TMH Israel. Доля TMH International составляет 70%, а Ландау назначен председателем компании. TMH Israel нацелена на контракты как в железнодорожном, так и в городском рельсовом транспорте.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, в последние 20 лет российские компании не реализовывали подобные проекты в Израиле. По его мнению, шансы ТМХ выглядят достаточно высокими: «У компании большой опыт международных проектов как по поставкам железнодорожной техники, так и по сервисному обслуживанию, в том числе техники других производителей, а также локализации производства в других странах». ТМХ является победителем крупнейших в мире конкурсов на поставку подвижного состава для метрополитена Москвы, добавил Бурмистров. Санкционные риски минимальны при такого рода контрактах в отличие от покупки действующих активов, как это произошло с Bergen Engines, резюмировал эксперт.
В марте 2021 г. правительство Норвегии заблокировало продажу ТМХ дочерней компании Rolls-Royce Bergen Engines за 150 млн евро, сочтя сделку угрозой национальной безопасности.