Коронавирус обошелся производителям железнодорожной техники в 55 млрд рублей
На восстановление рынка потребуется несколько лет, считают экспертыВ исследовании Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) отмечается, что железнодорожный транспорт вошел в число наиболее пострадавших от пандемии коронавируса отраслей. Выручка РЖД по МСФО в 2020 г. упала на 9,1% к предыдущему году до 2,28 трлн руб. Снижение финансовых показателей железнодорожной монополии стимулировал сегмент пассажирских перевозок, в котором выручка сократилась на 44,8% и составила 155,7 млрд руб. При этом на перевозке грузов компании удалось заработать 1,45 трлн руб. – на 2,6% больше, чем в 2019-м. Чистый убыток РЖД в прошлом году составил 52,9 млрд руб.
Именно сферу пассжирских перевозок в наибольшей степени затронули вводимые в стране локдауны из-за коронавируса, уточняют в ИПЕМ. Объем перевозок в дальнем следовании, по данным Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД), сократился сразу на 44% и составил 59 млн человек.
Но в разных странах масштаб последствий коронавируса в 2020 г., как отмечают аналитики ИПЕМ, существенно отличался. Россия лишилась значительно меньшего количества грузов и пассажиров на железной дороге, чем другие государства. По сравнению с 2019 г. пассажирский сектор РФ в прошлом году просел на 27,3% (включая пригородные перевозки), а грузовой – всего на 2,7%, тогда как Испания потеряла 47,5% пассажиров и 17,8% грузов, Великобритания – 60,8 и 6,3%, ЮАР – 83 и 6,3% соответственно.
Снижение объема железнодорожных перевозок негативно сказалось и на инвестиционных возможностях транспортных компаний. Большинство операторов переносили сроки поставок нового подвижного состава или вообще отказывались от закупок, следует из обзора ИПЕМ. В результате железнодорожные машиностроители впервые за 15 лет столкнулись со снижением объема закупок и убытками либо с существенным падением доходности.
В России в 2020 г. выпуск продукции железнодорожного машиностроения в стоимостном выражении сократился на 11% к уровню 2019 г. до 455,8 млрд руб. Сильно просел выпуск грузовых вагонов и локомотивов. При этом выпуск пассажирских вагонов локомотивной тяги (головные вагоны пригородных электричек) оказался рекордным за последние 12 лет – 1143 шт., (рост на 39% к 2019 г.).
Сокращение объемов выпуска других локомотивов в России было связано со снижением плана закупок со стороны их ключевого потребителя – РЖД. В 2020 г. компания приобрела 566 локомотивов, не выполнив собственный первоначальный план по закупкам на год на 11,6%.
Отдельно в обзоре приводятся финансовые результаты работы за 2020 г. крупнейших производителей железнодорожной техники. В частности, чистая прибыль «Трансмашхолдинга» (ТМХ) снизилась на 4,5% до 23,22 млрд руб. при 7%-ном росте выручки. Ее обеспечили продажи пассажирских вагонов, электропоездов, рельсовых автобусов. У группы «Синара» выросла и прибыль – в 1,5 раза до 3,9 млрд руб., и выручка: на 14,2% до 96,8 млрд руб. Положительно повлиял долгосрочный контракт для РЖД на поставку скоростных поездов «Ласточка» и поставки подвижного состава в СНГ.
Объединенная вагонная компания (ОВК) – крупнейший производитель грузовых вагонов в России – получила чистый убыток 25,4 млрд руб. При этом компания также нарастила выручку к 2019 г. на 23,5% до 79,6 млрд руб. В своем годовом отчете ОВК отмечала, что из-за влияния пандемии был отложен значительный объем поставок в Европу (реализовано 390 вместо плановых 636 вагонов). В 2021 г. ОВК планирует выпустить 16 300 вагонов – это самый низкий показатель за последние 5 лет.
Выручка «Уралвагонзавода» от производства грузовых вагонов в 2020 г. составила 31,1 млрд руб., или 30,5% от совокупной выручки. Финансовые показатели завода поддержали оборонные заказы: общая выручка по всем видам продукции выросла на 24,8% до 102 млрд руб.
Выпуск грузовых вагонов на конец 2021 г. превысит объемы 2020 г. на 2–3% – примерно 58 000–58 500 шт., сообщил «Ведомостям» представитель ИПЕМ. Но этот показатель на 26% ниже докризисного 2019 года. Тогда в России было выпущено 79 200 грузовых вагонов. «В 2021 г. на российском рынке грузовых вагонов сменился лидер. С 2014 по 2020 г. по объему выпуска доминировала группа ОВК. Но по итогам семи месяцев 2021 г. ее опередил УВЗ с долей рынка около 24%, а доля ОВК опустилась ниже 23%», – добавил представитель ИПЕМ.
Заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило 9 августа говорил журналистам, что в компании ожидают восстановления объемов грузовых и пассажирских перевозок к концу 2021 г. Монополия сохраняет прогноз роста погрузки в текущем году на 3,3% к уровню 2020 г., а также ожидает ее увеличения в 2022 г. на 2,2% к текущему году. Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что актуальность прогноза, объявленного в начале августа, сохраняется.
ИПЕМ также прогнозирует рост погрузки в текущем году: увеличение составит 3,2–3,8% к уровню прошлого года.
По словам начальника аналитического департамента компании «Атлант» (один из крупнейших грузовых железнодорожных операторов РФ) Андрея Цыганова, в июле рост погрузки достиг 108 млн т (+4,1% к июлю 2020 г.). Это произошло благодаря увеличению спроса на сырьевые грузы на мировом рынке и активизации экспортных перевозок, пояснил он.
Ранее представитель РЖД также говорил, что компания ожидает восстановления до уровня 2019 г. и объемов пассажирских перевозок. Но пока они отстают примерно на 10–12% от уровня 2019 г. Заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов пояснял, что их сдерживают все еще действующие в отдельных регионах пандемийные ограничения.
«Скорее всего, в ближайшие 2–3 года мировая экономика восстановится, при этом повысится потребность в росте как количества, так и качества подвижного состава различного типа», – считают аналитики ИПЕМ.
В «Синаре», ТМХ, ОВК, «Уралвагонзаводе», на предприятии «Алтайвагон» и «РМ рейл» на момент сдачи номера на запросы «Ведомостей» не ответили.