Минтранс предлагает дать моногородам Дальнего Востока приоритет по экспорту угля

Но уголь, который добывается там, почти не поставляется на экспорт
Угольные активы в Райчихинске и Нерюнгри принадлежат «Русскому углю» и «Якутуглю» «Мечела» соответственно, в остальных населенных пунктах – СУЭК
Угольные активы в Райчихинске и Нерюнгри принадлежат «Русскому углю» и «Якутуглю» «Мечела» соответственно, в остальных населенных пунктах – СУЭК / Svetlana Ivanova / Panoramio

Минтранс России предлагает установить приоритет для экспортных перевозок угля по железной дороге с градообразующих предприятий моногородов в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Соответствующий проект постановления правительства о внесении изменений в правила недискриминационного доступа перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре размещен на портале проектов нормативных актов.

Проект разработан в соответствии с решениями президиума правительственной комиссии по транспорту по итогам заседания 18 июня под председательством первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова. Тогда Минтрансу было поручено представить предложения по обеспечению вывоза грузов в рамках проекта развития Восточного полигона (БАМ и Транссиб), обратив внимание на недопущение снижения погрузки грузов от градообразующих предприятий моногородов относительно среднегодового уровня за 2018–2020 гг.

Уголь – основной груз, перевозимый в направлении восточных портов. Очередность перевозок установлена правилами недискриминационного доступа, утвержденными в 2003 г. В приоритетном порядке на экспорт везут сырьевые энергетические грузы в полувагонах. Отдельных преференций моногородам в правилах нет.

Как указывает Минтранс в проекте, «необходимо определить в правилах приоритетный характер экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в полувагонах» из моногородов ДФО. Министерство поясняет, что объемы перевозок предлагается определять по данным за три предшествующих года. Это будет делать Минэнерго на основе данных РЖД.

Как РЖД возит уголь

Основной груз на сети РЖД – каменный уголь, его доля в общем объеме грузов – 28%. Суммарная провозная способность Восточного полигона, по данным Минтранса России, по итогам 2020 г. – 144 млн т, из которых уголь составил около 122 млн т. В рамках второго этапа реконструкции Восточного полигона РЖД планирует вложить 720 млрд руб., что обеспечит увеличение пропускной способности до 180 млн т в 2024 г. С учетом первого, уже завершившегося этапа необходимая сумма для всех работ составляет 850 млрд руб.

Перечень моногородов утвержден в 2014 г. Из него следует, что в ДФО угольные предприятия есть в Райчихинске Амурской области, якутском Нерюнгри, Шерловой Горе (Забайкалье), Новошахтинском и Липовцах (оба – Приморский край), Саган-Нуре (Бурятия) и Чегдомыне (Хабаровский край). Все это относительно небольшие активы. Угольные активы в Райчихинске и Нерюнгри принадлежат «Русскому углю» и «Якутуглю» «Мечела» соответственно, в остальных населенных пунктах – СУЭК.

Компании не предоставили комментарии «Ведомостям».

Предложенный приоритет вывоза не распространяется на моногорода в регионах вне ДФО (например, в Кемеровской области 10 угольных моногородов). Ранее Минэкономразвития предлагало проект постановления, который обязывал угольные компании Кузбасса, желающие увеличить поставки в Азию, отдавать часть экспортных доходов в экономику региона. Для этого надо было подписывать инвестсоглашения с правительством области. Распределять железнодорожные мощности для новых поставок также предлагалось Минэнерго России.

Представитель Минэкономразвития сообщил, что предложения Минтранса в министерство не поступали. «Ведомости» также направили запросы в Минтранс, Минэнерго, ФАС и РЖД.

Приоритет для угольных моногородов Дальнего Востока – логичная мера и она улучшает положение местных производителей, некоторые из них могут сталкиваться со сложностями при осуществлении экспортных отгрузок в условиях ограниченных возможностей инфраструктуры, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Основные угольные градообразующие предприятия в этих моногородах принадлежат СУЭК – одному из крупнейших клиентов РЖД. С учетом высокой эффективности логистических операций и вертикальной интеграции транспортного бизнеса (от заводской логистики к кэптивному оператору НТК и собственным экспортным терминалам) СУЭК сталкивается с относительно меньшими проблемами при экспорте по железной дороге, отмечает Бурмистров. Для «Мечела» и «Русского угля» позитивное влияние может быть более существенным, полагает он.

Большая часть предприятий в этих моногородах добывает бурые угли, которые из России практически никогда не экспортируются, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. «Из известных производителей дополнительные объемы может получить «Якутуголь», принадлежащий «Мечелу», там добывается ценный экспортный уголь марки К-9. Остальные угли вряд ли будут иметь экспортное направление, а поэтому на распределение перевозочных мощностей вряд ли окажут влияние», – отметил эксперт. По его оценке, для «Якутугля» потенциал дополнительной отгрузки может составить до 1 млн т в год.

Большого притока новых экспортных объемов не ожидается, поэтому не последует и серьезных ограничений на рынке из-за приоритетных поставок для моногородов, считает Гришунин. «А для Нерюнгри, которому грозит уменьшение рабочих мест после выработки «Якутуглем» запасов, дополнительные налоги могли бы помочь в развитии альтернативных видов деятельности», – заключил он.

В подготовке статьи участвовала Ксения Потаева.