Рост продаж продуктовых наборов и готовых рационов замедлился
Таким сервисам стало сложнее привлекать новых клиентовПродажи готовых рационов и продуктовых наборов для приготовления блюд в первом полугодии 2021 г. увеличились на 44% до 7,5 млрд руб., говорится в исследовании Infoline, с которым ознакомились «Ведомости». По сравнению с аналогичным показателем прошлого года рынок замедлил рост: за шесть месяцев 2020 г. увеличение составило 79,3%. В прошлом году из-за начала пандемии коронавируса и локдауна резко вырос спрос на заказы онлайн, что также сказалось и на сегменте готовых продуктовых наборов, объясняет генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, несмотря на замедление, темпы развития этого рынка по-прежнему можно назвать высокими.
Лидер рейтинга – Performance Group. Ее продажи в первом полугодии 2021 г. увеличились на 75% до 2,5 млрд руб., тогда как в прошлом году рост составил 130% (1,45 млрд руб.). У Elementaree бизнес в 2020 г. вырос на 100% до 400 млн руб., тогда как в этом – лишь на 25% до 500 млн руб. Основательница сервиса Ольга Зиновьева связывает это, прежде всего, со сложностями по привлечению новых клиентов, с которыми столкнулись компании этого сегмента. Сопоставимые бюджеты на продвижение приводят меньше новых пользователей, чем раньше, замечает она. Зиновьева объясняет это растущей конкуренцией за аудиторию со службами экспресс-доставки продуктов, а также собственными онлайн-продажами некоторых производителей повседневных товаров. Основатель «Шеф-маркета» Сергей Ашин считает снижение темпов развития этого рынка закономерным на фоне высоких показателей прошлого года. У этой компании бизнес в первом полугодии 2021 г. вырос на 6%, тогда как в прошлом – на 110%.
Рынки продуктовых наборов и готовых рационов сильно отличаются и на них влияют разные факторы, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин. По его словам, например, развитие рынка рационов может сдерживать «быстрое угасание» интереса клиентов к нему: они устают от похожих блюд одного производителя и переключаются на другие службы доставки. В дальнейшем они часто отказываются от подобных сервисов в пользу обычного питания. А на продуктовые наборы влияет сезонность: летом люди реже готовят. В прошлом году из-за введенных ограничений россияне больше времени проводили дома, потому и рост был более ярко выраженный, чем в текущем году, считает Вирин.
Infoline предполагает, что уже во втором полугодии 2021 г. темпы роста рынка ускорятся. На это, в частности, повлияет вводившаяся в Москве система QR-кодов для походов в рестораны (они действовали с 28 июня по 18 июля. – «Ведомости»), а также ограничения на работу фудкортов и др. Все это снова увеличило популярность доставки, сказано в исследовании компании. Ашин с этим не согласен. По его мнению, существенного влияния этот фактор не оказал: если и был всплеск продаж, то кратковременный. Пандемия коронавируса уже особого влияния на рынок не оказывает, считает он.
По итогам всего 2021 года продажи продуктовых наборов и готовых рационов составят 17 млрд руб., что на 54,5% превысит показатель 2020 г., подсчитали в Infoline. Услуги по доставке такой продукции продолжают набирать популярность из-за тренда на здоровый образ жизни, правильное питание, а также перехода части населения на удаленную работу, говорит Бурмистров. Кроме того, крупнейшие сервисы в 2020–2021 гг. увеличили производственные мощности, усилили присутствие в Москве и Санкт-Петербурге и активно осваивают города-миллионники. Некоторые компании также выходят со своей продукцией и в ритейл, а на самом рынке появляются новые игроки, такие как «Вкусвилл», говорит Бурмистров.
Рост этого рынка будет во многом зависеть от того, удастся ли найти новые каналы продвижения, полагает Зиновьева. Для увеличения продаж Elementaree уже сотрудничает, например, с «Самокатом». Артур Зеленый, основатель Performance Group, видит дальнейшее развитие этого сегмента в расширении географии и запуске специализированных программ питания для разных категорий потребителей.
Доля интернет-продаж в торговле продуктами питания в России довольно низкая по сравнению со многими другими странами, говорит Ашин. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в России в 2020 г. доля онлайн-продаж повседневных товаров составляла около 1%, а, например, в Китае – 14%, в Великобритании – 7,2%. Ашин рассчитывает, что ее увеличение позволит расти и рынку наборов и рационов. В первом полугодии онлайн-продажи продуктов питания в России превысили 150 млрд руб., что в 2,5 раза превышает аналогичный уровень прошлого года, по данным Infoline. По итогам 2021 г. продажи достигнут 400 млрд руб., а к 2024 г. – 1,1 трлн руб.