Фармкомпании из-за пандемии коронавируса стали меньше платить врачам
В прошлом году врачи недополучили почти 2 млрд рублейВходящие в Ассоциацию иностранных фармпроизводителей (Association of International Pharmaceutical Manufacturers, AIPM) компании по итогам 2020 г. потратили на взаимодействие с медицинским сообществом 14,3 млрд руб. Об этом говорится в совместном исследовании отраслевых изданий «Фармацевтический вестник» и «Медицинский вестник», с которым ознакомились «Ведомости».
Годом ранее расходы на медсообщество составляли 16,2 млрд руб., таким образом, снижение составило почти 12%. Выплаты непосредственно врачам сократились еще более существенно – с 3,9 млрд до 2,5 млрд руб.
Производители лекарств, среди которых крупнейшие игроки мирового фармрынка, в частности Bayer, AstraZeneca, Roche и др., оплачивают специалистам здравоохранения выступления на встречах и конференциях, написание медицинских текстов, анализ данных и ряд других услуг, именуемых «передачей ценностей».
Компании также делают пожертвования и выплачивают гранты медицинским организациям и ассоциациям. Третье направление взаимодействия фармпроизводителей с врачами и организациями – участие последних в клинических исследованиях и разработках. Информацию о том, сколько и за что фармкомпании платят специалистам и организациям здравоохранения, они обязаны раскрывать по требованию Европейской федерации фармацевтической промышленности и ассоциаций (EFPIA) с 2013 г. (в России аналогичные правила введены спустя три года). Свои отчеты производители должны публиковать не позднее 30 июня каждого года. У врачей же есть право выбора, раскрывать информацию о себе или нет.
Судя по исследованию, делают они это неохотно. Если в 2019 г. данные о себе сообщили 6200 человек, то в 2020 г. уже 5600. Исходя из отчетов фармкомпаний, информацию о себе сообщают в среднем 33% докторов.
В исследовании «Фармацевтического вестника» и «Медицинского вестника» сказано, что большая часть выплат в 2020 г. пришлась на участие специалистов здравоохранения в исследованиях и разработках. На эти цели было выделено 6,8 млрд руб. За год этот показатель почти не изменился: в 2019 г. он составлял 6,9 млрд руб. Существенно не поменялась и сумма выплат медицинским организациям – 5 млрд руб. в 2020 г. против 5,4 млрд руб. годом ранее. А вот выплаты непосредственно врачам просели почти на 36%: если в 2019 г. на их услуги фармкомпании потратили 3,9 млрд руб., то в 2020 г. только 2,5 млрд руб. Разработчики исследования предполагают, что это может быть связано с тем, что большая часть выплат медицинским специалистам идет за обучение, лекции и конференции. В прошлом же году из-за пандемии COVID-19 действовали ограничения на проведение массовых мероприятий, из-за этого снизился и объем «ценностей», передаваемых бизнесом врачам.
Из исследования следует, что средний размер выплат последним сократился с 72 000 руб. в 2019 г. до 47 000 в 2020 г. Среди докторов, раскрывших индивидуальные данные, больше 1 млн руб. от фармкомпаний получили только три человека, тогда как годом ранее таких было 22.
В связи с действовавшими в 2020 г. ограничениями снизилось количество очных образовательных мероприятий с участием специалистов здравоохранения, также было проведено меньше исследований и разработок, подтверждает представитель Bayer. В 2019 г. эта компания лидировала по сумме выплат – она выделила 1,3 млрд руб. В прошлом же году немецкий производитель потратил лишь 939,6 млрд руб.
В 2020 г. наибольшую сумму выделила американская Pfizer – 1,4 млрд руб. против 932,3 млрд руб. годом ранее. Запрос в компанию остался без ответа. Pfizer – один из разработчиков вакцины против COVID-19: в 2020 г. совместно с BioNTech она выпустила такой препарат на мировой рынок.
Взаимодействие с медицинским сообществом – эффективный способ маркетинга для фармкомпаний, объясняет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Он помогает производителям зарабатывать лояльность со стороны врачей и убеждать назначать именно их препараты. В то же время, говорит Шуляк, это вынужденная мера, так как без нее компании начнут терять в продажах в пользу конкурентов, особенно это касается лекарств, у которых есть аналоги.
В России действует ряд законодательных ограничений на продвижение препаратов, в частности существует запрет на рекламу рецептурных лекарств, напоминает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Поэтому взаимодействие с медицинским сообществом – единственная возможность для бизнеса рассказать о своих разработках, что важно при выводе на рынок нового оригинального препарата, говорит Беспалов.
В 2020 г. во всем мире вместо традиционных конференций проводились вебинары, напоминает Шуляк. Участие в них медицинских специалистов обходилось бизнесу значительно дешевле из-за отсутствия необходимости оплачивать перелеты, проживание и проч., констатирует эксперт. По его мнению, такой формат сотрудничества сохранится и в будущем.