Федеральная грузовая компания РЖД собирается продать все свои крытые вагоны

Стартовая цена парка на аукционе составит 10,1 млрд рублей
Ведомсоти

Как стало известно «Ведомостям», 20 августа один из крупнейших железнодорожных операторов – Федеральная грузовая компания (ФГК, «дочка» РЖД) планирует объявить о начале торгов на право заключения договора купли-продажи собственного парка крытых вагонов. Аукцион на повышение пройдет на площадке АО «Комита» 23 сентября. Начальная цена сделки – 10,1 млрд руб.

ФГК владеет третьим по величине парком крытых вагонов в России после Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина и «Атланта» Алексея Тайчера. На торги выставят весь крытый парк ФГК – 4986 вагонов, что составляет порядка 9% от общероссийского.

Общий парк ФГК – 134 100 вагонов. Выручка компании за 2020 г. по МСФО – 70,2 млрд руб., EBITDA – 27,1 млрд руб., прибыль – 4,7 млрд руб.

Генеральный директор ФГК Виктор Воронович пояснил «Ведомостям», что решение о продаже принято в соответствии со стратегией компании, согласно которой развитие перевозок в крытых вагонах не является целевым сегментом.

Представитель ФГК уточнил «Ведомостям», что 64% выставленного на продажу парка – это большекубовые вагоны (158–161 куб. м) и 32% – среднекубовые (138–150 куб. м). Их нормативный срок службы – 32 года. Средний оставшийся срок службы 84% крытого парка ФГК превышает 23 года, у остальных 11% вагонов – порядка 19 лет. Все вагоны, по словам представителя компании, в рабочем состоянии. Полный выход из сегмента крытых вагонов совет директоров РЖД внес в стратегию ФГК еще в 2016 г. В конце декабря 2020 г. это решение предварительно одобрил и совет директоров ФГК.

По словам Вороновича, ФГК работает не по «фокусированной» модели (сервисный контракт), когда оператор выбирает 5–10 опорных клиентов и сосредотачивается на обеспечении их подвижным составом, а по «сетевой», где волатильны клиентская база и география перевозок. «Эта модель предполагает наличие значительно большего парка, 5000 вагонов недостаточно. Мы планируем сосредоточиться на усилении своих позиций в других сегментах рынка, где видим для себя перспективы развития», – подчеркнул он.

Вырученные от сделки деньги ФГК планирует направить на выкуп вагонов из лизинга и на инвестпрограмму. В частности, компания собирается вложить средства в приобретение скоростных платформ, которые ФГК разрабатывает совместно с «Синарой». В целом, по словам Вороновича, ФГК хочет закупить порядка 700–800 таких платформ (в 2021 г. – 41). «С точки зрения оборачиваемости и цены доходность этого объема платформ сопоставима со стоимостью 4000 крытых вагонов», – пояснил он.

Весной 2021 г. ФГК выбрала KPMG консультантом для оценки актива и реализации сделки. Проведено маркетинговое исследование потенциальных покупателей. Директор отдела инвестиций и рынков капитала KPMG Вячеслав Михайлов рассказал, что в список попало более 45 компаний, они получили маркетинговые материалы для получения обратной связи о заинтересованности. Представитель ФГК заметил, что «на сегодняшний момент никаких предварительных договоренностей по покупателю нет». По словам Михайлова, в целях максимизации эффекта для всех участников сделки наиболее целесообразна продажа единым лотом. «Мы ожидаем, что к концу сентября будет определена окончательная стоимость сделки и покупатель», – сказал он.

По словам заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, цена на вторичном рынке всегда имеет «большой разбег», она «зависит от возраста парка, объема и местонахождения, также влияет то, не просрочен ли ремонт, какие запчасти установлены». В среднем рост стоимости крытых вагонов, по подсчетам ФГК, за последние пять лет составил 9%, прогнозируется сохранение тенденции. Цена нового крытого вагона у «Алтайвагона» сейчас около 4 млн руб. без НДС, говорит Семенкин. По его словам, стоимость среднекубового вагона не старше 10 лет, у которого проведены все ремонты и запчасти годны до следующего ремонта, – 2–2,5 млн руб. Цена большекубового вагона с такими же характеристиками – 2,5–3 млн руб. Ниже 1,2 млн руб. ни один пригодный для эксплуатации вагон стоить не может, полагает Семенкин.

По словам Михайлова, оценка актива в 10,1 млрд руб. отражает текущее состояние парка, ожидаемые затраты на ремонты, а также достаточно консервативные ожидания по ставке доходности на вагон. Источники среди участников рынка отмечают, что крытые вагоны, в особенности средне- и большекубовые, пользуются устойчивым спросом у грузоотправителей. При этом вторые более конкурентоспособны, их доходность выше. По мнению аналитика ФГ «Финам» Алексея Коренева, покупателями актива могут стать только ведущие компании, уже владеющие парком крытых вагонов. Помимо ПГК, «Атланта» это могут быть «Максима логистик», «Рэйлспецтранс» (входит в Rail Garant), считает эксперт. «Учитывая большой размер лота, может оказаться, что найти покупателя сразу на весь объем не удастся и его придется дробить», – резюмировал аналитик.

Представитель ПГК сообщил «Ведомостям», что компании потенциально интересны все сделки на рынке крытых вагонов, так как она занимает здесь лидирующую позицию. Другие операторы не ответили «Ведомостям» или отказались от комментариев о своем интересе к сделке.

По данным РЖД, сейчас на сети порядка 1,2 млн грузовых вагонов. Число крытых, по разным оценкам, – 57 700–59 500 шт., прирост парка – более 4% к середине 2020 г. и 7% к уровню двухлетней давности. «Парк крытых вагонов наиболее постоянный, выбытие компенсируется новой постройкой», – пояснил «Ведомостям» представитель железнодорожного оператора «Евросиб СПб-ТС».

По словам руководителя отдела исследований грузоперевозок Института проблем естественных монополий Александра Слободяника, основная причина увеличения закупок крытых вагонов связана с произошедшим и ожидаемым списанием. В 2017–2020 гг. списано свыше 10 000 крытых вагонов, а в ближайшие пять лет спишут около 14 000, или почти 25% парка.

По оценкам представителя «Евросиб СПб-ТС», в 2021 г. производство крытых вагонов снизится до уровня 2500–3000 шт. и далее не будет превышать 2000 в год. На вторичном рынке этот тип предлагают редко и в основном большекубовые вагоны, говорит Семенкин. При этом объемы перевозок в крытых вагонах, сокращаясь в среднем на 5% в год (с 63 млн т в 2008 г. до 37,5 млн т в 2020 г.), в первом полугодии 2021 г. снизили отрицательную динамику до -1% к аналогичному периоду 2020 г. «Сейчас уже задействуется порядка 76% крытых вагонов, что выше среднего показателя последних лет в 70%», – добавил представитель «Евросиб СПб-ТС».

Средняя ставка аренды крытого вагона в июне составила 1150 руб./сут. В некоторых случаях крытые вагоны могут уступать перевозке в контейнерах или автомобилях, но это зависит от географического распределения клиентов, номенклатуры и объема поставок, пояснил представитель «Евросиб СПб-ТС». Стабильна и структура грузов, перевозимых в крытых вагонах, добавляет собеседник «Ведомостей», ее основа – стройматериалы (35%), бакалейный сегмент (20%), продукция целлюлозно-бумажной отрасли и деревообработки (по 10%).