После аварии на Уренгойском заводе «Газпром» остановил поставки СУГ
На фоне дефицита стоимость газомоторного топлива приблизились к цене бензинаВ документе говорится, что в связи с нештатной ситуацией на Уренгойском заводе по подготовке газового конденсата и сокращением подачи сырья на Сургутский ЗСК необходимо «в экстренном порядке перераспределить объемы поставок СУГ со всех заводов “Газпрома”, запланированные к отгрузке в августе 2021 г.». «С 9 августа временно невозможна отгрузка СУГ железнодорожным транспортом по прямым договорам поставки со всех базисов по всем направлениям», — говорится в письме.
В «Газпром ГНП Холдинге» заявили «Ведомостям», что компания продолжает реализовывать СУГ на бирже и электронной торговой площадке «Газпрома»: «Возобновление отгрузки СУГ железнодорожным транспортом по прямым договорам запланировано на вторую половину августа».
На прямые договоры приходится более 70% поставок СУГ «Газпрома», остальное продается на бирже, утверждает источник на рынке (в компании данные не предоставили). Отгрузки в основном идут по железной дороге.
В ночь на 5 августа на заводе «Газпрома» под Новым Уренгоем произошел пожар. В результате работа предприятия, являющегося основным производителем продуктов переработки углеводородного сырья в ЯНАО, была временно остановлена. Из-за аварии «Газпром» вынужден был резко снизить прокачку газа по газопроводу «Ямал-Европа». Газ не может попадать в экспортную трубу без очистки от конденсата. Конденсат на завод поступает с Уренгойского и Ямбургского месторождений, а затем после деэтанизации часть сырья переправляется на Сургутский завод по стабилизации конденсата (Сургутский ЗСК), который и является одним из крупнейших в России поставщиков СУГ. Работа сургутского завода также оказалась на несколько дней парализованной, поскольку оно лишилось поставок сырья. 7 августа поставки конденсата возобновились, но в уменьшенном объеме (насколько он снизился, в «Газпроме» не уточняли).
ЧП вызвало взрывной рост цен на СУГ на бирже. С 4 по 6 августа они в Центральной России выросли на 6,8%, следует из данных Петербургской товарно-сырьевой биржи. За 10 августа биржевая цена выросла еще на 8,6% к предыдущему торговому дню — до 50 947 руб./т, достигнув исторического максимума. Собеседник «Ведомостей» в региональной компании-операторе газовых заправок говорит, что уже договаривается об отгрузках СУГ с «Роснефтью». Он добавляет, что стоимость газомоторного топлива в опте уже вплотную приблизилась к цене бензина, что делает работу газовых заправок абсолютно нерентабельной.
Вице-премьер Александр Новак по итогам совещания 9 августа поручил Минэнерго проработать специальные меры, чтобы гарантировать «достаточный уровень предложения» для потребителей СУГ. При этом министерство уже рекомендовало производителям перераспределить поставки с экспорта на внутренний рынок «для удовлетворения потребностей населения в баллонном газе, а также растущего в летний период спроса на газомоторное топливо».
Именно в части газомоторного топлива следует ожидать роста розничных цен, которые транслируются из оптового звена, говорит источник «Ведомостей» на рынке. Тарифы на СУГ для бытовых нужд населения регулируются государством, поясняет он. В Минэнерго подтверждают, что розничные цены на СУГ «для бытовых нужд населения» устанавливаются региональными энергетическими комиссиями или региональными службами по тарифам.
Вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев считает, что прогнозировать ситуацию и избежать паники помогла бы открытость информации об аварии в Новом Уренгое: «До сих пор не ясны масштабы повреждений оборудования и выпавшие из-за этого объемы производства, а также когда эти объемы вернутся на рынок — «Газпром» не дает такой информации».
В Минэнерго сообщили, что совместно с ФАС провели оперативные совещания с крупными производителями СУГ. На них компании обещали переориентировать с экспорта на внутренний рынок дополнительно около 40 тыс. т СУГ в августе. Но это позволит заместить лишь часть выпавших объемов, если исходить из производства на Сургутском ЗСК: в год он выпускает 1,5 млн т СУГ с мизерными поставками на экспорт (в прошлом году исчислялись десятками тыс. тонн), подчеркивает источник «Ведомостей» на рынке.
Минэнерго также рекомендовало компаниям проработать возможности по наращиванию объемов производства СУГ. По данным Минэнерго, в России ежегодно производится около 17 млн т СУГ, более половины потребляется внутри страны. Крупнейшим производителем СУГ является «Сибур», в 2020 г. он произвел 7,2 млн т СУГ. «Газпром» производит около 3 млн т на Сургутском, Оренбургском, Астраханском и Сосногорском ГПЗ. Также еще около 5 млн т производят совокупно «Новатэк», ТАИФ и НПЗ крупнейших нефтекомпаний («Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз»).
В «Сибуре» заявили «Ведомостям», что компания поддерживает объем продаж СУГ на российском рынке на уровне, заявленном в начале месяца, а также будет стремиться не допустить сокращения поставок.
В «Новатэке», ТАИФе, «Лукойле», «Роснефти» и «Сургутнефтегазе» на момент сдачи номера не ответили на запросы «Ведомостей».
По оценкам исследовательской группы «Петромаркет», Сургутский ЗСК до аварии покрывал порядка 14% всего объема внутреннего спроса на СУГ в России. Также он является поставщиком сырья для «Запсибнефтехима» (принадлежит СИБУРу, выпускает в том числе и СУГ), ТАИФа и «Газпром нефтехим Салават».
Сопоставимый с отгрузками СУГ на внутренний рынок с Сургутского ЗСК объем экспортируется суммарно с «Запсибнефтехима» и «Пермнефтеоргсинтеза» (входит в «Лукойл»), отмечает руководитель проектов «Петромаркета» Анна Лишневецкая. Она добавляет, что в ближайшие дни динамика оптовой цены СУГ на внутреннем рынке будет зависеть от того, насколько быстро удастся восстановить работу Уренгойского завода и в какой степени другие производители выполнят обещание переориентировать часть поставок СУГ на внутренний рынок.