Российские компании заплатят ЕС порядка 760 млрд рублей углеродного налога

Но большую часть затрат экспортеры покроют за счет роста цен, считают аналитики
Рост цен может оказаться еще более заметным и в итоге российские производители цемента даже останутся в плюсе / Кирилл Кухмарь / ТАСС

Компании из РФ потеряют более 760 млрд руб. с 2026 по 2035 г. из-за введения трансграничного углеродного налога (ТУН) Евросоюзом. Об этом говорится в обзоре исследовательской группы «Петромаркет» «Трансграничное углеродное регулирование в ЕС: как обернуть его в пользу России?», с которым ознакомились «Ведомости».

Расчет сделан на основе условий внедрения ТУНа на импортные товары, опубликованных Еврокомиссией 14 июля. Налог будет взиматься с металлургической продукции, цемента, удобрений и электроэнергии. Сильнее всего от введения нового платежа, по оценкам «Петромаркета», пострадают предприятия черной металлургии, которые за 10 лет заплатят ЕС около 443 млрд руб., газохимические производства (более 175 млрд руб.), производители алюминия (143 млрд руб.). Производители цемента лишатся 17 млрд руб.

Вместе с тем, говорится в обзоре, введение ТУНа спровоцирует рост цен в Европе на продукцию российских экспортеров. Вследствие чего российские предприятия получат в 2026–2035 гг. не менее 650 млрд руб. дополнительной выручки и в результате смогут покрыть 86% своих потерь от уплаты налога.

Рост цен может оказаться еще более заметным и в итоге российские производители цемента даже останутся в плюсе (заработают дополнительно 5 млрд руб. за 10 лет) из-за более низкого уровня выбросов СО, чем у европейских конкурентов (в России – 0,5 т СО-эквивалента на 1 т продукции против 0,7 т СО-эквивалента в ЕС), следует из обзора.

Основным риском для российских компаний может стать не фискальная нагрузка, а полная потеря рынка ЕС для экспортеров в долгосрочной перспективе, предупреждают авторы исследования. Они поясняют, что опережающая декарбонизация европейских производств может привести к тому, что Европа начнет замещать импортные товары с высоким углеродным следом (высокими выбросами СО на единицу продукции) собственным производством. Другой риск, на который обращают внимание аналитики «Петромаркета», – расширение перечня товаров, которые попадут под трансграничное регулирование ЕС с 2026 г. (в частности, сейчас в списке ЕС нет нефтепродуктов).

Размер потерь российских экспортеров от введения ТУНа ранее оценивали консалтинговые компании BCG (прогноз – $3–4,8 млрд в год) и KPMG (33,3–50,6 млрд евро в период до 2030 г.). Но эти оценки были сделаны до 14 июля 2021 г., когда Еврокомиссия обнародовала список товаров для обложения трансграничным налогом.

Уже после публикации условий введения ТУНа, Минэкономразвития оценивало объем экспортируемой в ЕС российской продукции, которая попадет под углеродное регулирование, в $7,6 млрд в год. При этом в ведомстве не исключали, что условия ТУНа будут оспорены в суде ВТО. То, что Россия, вероятно, будет вынуждена обратиться в ВТО из-за введения налога, в июле подтверждала «Ведомостям» также вице-премьер Виктория Абрамченко.

Россия может превентивно ввести собственный углеродный сбор для экспортеров, поставляющих продукцию за пределы ЕАЭС (помимо России в него входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения), и тем самым избежать уплаты ТУНа в бюджет Евросоюза, считают аналитики «Петромаркета». Сегодня Россия только тестирует собственную систему торговли квотами на выбросы СО, эксперимент запущен на Сахалине. В отличие от РФ в Евросоюзе уже работает биржа торговли квотами (EU ETS), оборот которой в 2020 г. составил 50 млрд евро.

Заместитель директора группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков указывает на то, что России еще предстоит добиться признания своей системы в ЕС. По его мнению, в перспективе другие страны, которые раньше России внедрят национальные системы торговли квотами, могут оказаться в более выигрышном положении – они смогут снизить платеж в ЕС за счет уже уплаченных сумм за выбросы СО в рамках национальных систем. А российские экспортеры могут столкнуться с ситуацией двойного налогообложения: и при ввозе в ЕС, и внутри страны.

Горчаков считает, что с точки зрения общей политики декарбонизации нужно как можно быстрее внедрять в стране и верифицировать за рубежом национальную систему торговли квотами на выбросы СО, в рамках которой платить за углеродоемкую продукцию придется всем производителям, а не только экспортерам. «Но для этого нужно выделять средства [из бюджета] и стимулировать переход промышленности на более энергоэффективные технологии», – добавляет он.

Старший консультант группы по оказанию услуг в области устойчивого развития компании «Делойт» в СНГ Матвей Астапкович добавляет, что многое в части снижения выбросов СО будет зависеть от самих российских экспортеров. Для компаний, которые не смогут предложить продукцию с низкими выбросами парниковых газов, рынок сбыта в ЕС может сильно сократиться, предупреждает эксперт.

Эксперты сходятся во мнении, что разумной реакцией на намерение ЕС ввести ТУН должно стать противодействие реализации этой идеи со стороны России. Бездействие приведет к неминуемой потере европейского рынка для российских компаний, считают они.

Сегодня в правительстве РФ активно прорабатывается стратегия энергоперехода, которая позволит радикально снизить выбросы СО, говорит источник «Ведомостей», знакомый с планами кабинета министров. По его словам, для этого создано 10 рабочих групп под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова. Первый драфт стратегии энергоперехода должен быть подготовлен до конца сентября, говорит он.