РЖД просит у кабмина 17 млрд рублей на достройку и ремонт путей в 2021 году

Это нужно из-за роста цен на металлопродукцию, говорят железнодорожники
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Гендиректор «Российских железных дорог» (РЖД) Олег Белозеров написал письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову: «С начала текущего года сформирована устойчивая тенденция роста цен на продукцию металлургического комплекса».

По результатам анализа РЖД, цены на 20 июля относительно I квартала на арматурную стержневую сталь выросли на 36%, на круглую горячекатаную сталь – на 54%, на листовую оцинкованную сталь – на 72%, на листовую горячекатаную сталь – на 86%. Также РЖД пишет, что ее основной поставщик рельсов – Evraz решил временно, с 1 августа и до конца года, поднять отпускные цены на 27%, что обойдется РЖД в дополнительные 6 млрд руб. В 2020 г. монополия приобрела более 1,1 млн т рельсов. Из них 819 000 т пришлось на Evraz, еще 234 000 т поставил «Мечел».

В результате повышения цен на металлопрокат незапланированный рост затрат РЖД в 2021 г. составит от 17 млрд до 19 млрд руб., говорится в письме. «Ведомости» ознакомились с копией документа, датированного 23 июля.

Предыдущий глава РЖД Владимир Якунин не раз отправлял аналогичные прошения в правительство. А Белозеров обращается за помощью впервые с момента своего назначения в 2015 г. Инвестпрограмма РЖД на ближайшие три года составит 2,3 трлн руб., из них 730 млрд руб. – на 2021 г. В мае Белозеров говорил, что монополия обсуждает увеличение инвестиций в 2021 г. более чем на 30 млрд руб. В течение трех лет РЖД планирует обновить 10 700 км путей и купить 1500 локомотивов. В утвержденной на 2021–2023 гг. инвестпрограмме заложены проекты по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, в том числе по развитию инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

Если не компенсировать удорожание поставок рельсового проката, часть инфраструктурных проектов будет сорвана, предупреждает монополия. Пострадает и программа реконструкции железнодорожных путей. По данным РЖД, имеющегося запаса рельсов хватит до сентября. Дальше, если не будет поддержки, укладку рельсов придется остановить, пишет Белозеров. Тогда незавершенными к концу года останутся работы в объеме порядка 1200 км путей и не будет создан запас рельсов для начала работ в I квартале 2022 г.

В качестве альтернативы субсидии или взносу в уставный капитал РЖД на 17 млрд руб. Белозеров предлагает изменить тарифообразование на грузовые железнодорожные перевозки. В другом своем письме на имя Белоусова (тоже от 23 июля, есть у «Ведомостей») Белозеров сообщает, что за 2019–2021 гг. тарифы госмонополии были проиндексированы на 11%. А расходы РЖД на топливо, электричество, металлопрокат и другие материальные ресурсы выросли на 16%, или 57 млрд руб., за это время. При расчете тарифов Белозеров предлагает ориентироваться на второй показатель.

РЖД также предлагает дополнительно повысить тарифы на перевозку контейнеров на 4,75%, отменить скидки операторам на порожний пробег вагонов с повышенной грузоподъемностью и поднять ставки на перевозку антрацита, следует из письма.

Рост цен на продукцию металлургов на мировом рынке начался в IV квартале прошлого года, вслед за этим стоимость металла поднялась и в России. Ежемесячный рост на отдельные виды продукции металлургических заводов достигал десятков процентов. Это вынудило строительные компании и бизнес других металлоемких секторов промышленности жаловаться правительству. В частности, в конце 2020 г. девелоперы сообщали, что вынуждены будут повышать цены на квартиры вслед за ценой строительной арматуры, которая за несколько месяцев подорожала на 50%. В мае Белоусов заявил РБК, что металлурги «нахлобучили» государство на 100 млрд руб., резко увеличив цены в рамках гособоронзаказа и государственных строек и получив таким образом сверхдоходы. Белоусов подчеркнул, что эти деньги должны вернуться в бюджет.

Источник, близкий к монополии, сообщил «Ведомостям», что РЖД, как и прежде, не требуются субсидии на операционную деятельность. Речь идет об информировании регулятора о возможных вариантах решения вопроса с «беспрецедентным» ростом цен на материалы, нужные для строительства и ремонта путей, говорит собеседник газеты. РЖД, по сути, анонсирует разрыв со своими инвестиционными планами, отмечает источник на рынке железнодорожных перевозок. «Было бы куда более разумным оценить и в случае необходимости возместить монополии дефицит средств по фактическим затратам», – сказал он.

Металлурги и так оплачивают строительство железнодорожной инфраструктуры и будут продолжать это делать до 2025 г., потому что платят за перевозку своей продукции надбавку к грузотарифу в 2%, напоминает источник в крупной металлургической компании.

По мнению заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семенкина, индексация тарифов РЖД на все грузы вызовет много протестов со стороны грузовладельцев. Но правительство может поддержать повышение цен на перевозку тех же металлов, поскольку металлурги первыми начали поднимать цены на свою продукцию, сказал он «Ведомостям». Президент Института исследований проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин соглашается с ним, отмечая, что перекладывать нерешенные проблемы госмонополии на грузовладельцев в условиях начавшегося оживления рынков стратегически неверно.

«Ведомости» направили запросы в ОМК, ММК, НЛМК, «Северсталь» и «Металлоинвест». В РЖД, Evraz и «Мечеле» отказались от комментариев.

Представитель Белоусова на вопросы «Ведомостей» не ответил.