Агрохолдинг «Степь» покупает производителя фасованных сыров — группу «Пир»
Популярность такой продукции растет из-за пандемииАгрохолдинг «Степь» (входит в АФК «Система») приобрел 100% холдинговой компании группы «Пир», которая специализируется на дистрибуции и производстве фасованных сыров, сообщил «Ведомостям» генеральный директор агрохолдинга Андрей Недужко. Совладелец группы «Пир» Андрей Козлов информацию подтвердил.
По словам Недужко, приобретение группы «Пир» соответствует стратегии агрохолдинга по выходу в сегменты глубокой переработки. Также оно позволит «Степи» создать единую цепочку от производства сырого молока до дистрибуции готовой продукции. Сумму сделки стороны не раскрыли. Собеседник «Ведомостей», знакомый с ее участниками, говорит, что она составила около 5 млрд руб.
«Степь» – один из крупнейших российских агрохолдингов. Он занимает 6-е место среди крупных владельцев сельхозземель в России: на конец I квартала 2021 г. под управлением агрохолдинга и RZ Agro (совместное предприятие «Системы» и членов семьи Луи-Дрейфус) находилось 566 000 га сельскохозяйственных земель. Поголовье фуражных коров в тот же период составило 7043, а валовой надой молока – 20 000 т. Помимо этого «Степь» развивает направления трейдинга сельскохозяйственной продукции, а также бакалеи и сахара. Продажи зерновых с начала сельскохозяйственного сезона (июль 2020 г.) по март 2021 г. составили 1,2 млн т, увеличившись на 9,4% год к году. Выручка агрохолдинга в I квартале выросла на 39,6% до 6,8 млрд руб. год к году, чистая прибыль увеличилась в 3 раза до 300 млн руб.
Специализация группы «Пир» – закупка сыра у производителей, его фасовка, дистрибуция молочной продукции, а также собственное производство сыра. В числе собственных брендов – Jalo Kerma, Cheese Gallery, «Луговая свежесть», «Валегда». Также компания выпускает растительные продукты под маркой Green Idea: йогурты, заменители сметаны, сыра, мяса и рыбы, напитки. Компания является крупнейшим фасовщиком сыров и ключевым партнером для производства собственных торговых марок ритейлеров, говорит партнер Streda Consulting Алексей Груздев. В 2020 г. группа продала 23 000 т фасованных сыров, ее выручка оценивается в 15,8 млрд руб., уточняет он.
Все активы группы «Пир» принадлежат АО «Пир продукт», учредитель которого – австрийская «Пир В. ГмбХ». Эта компания, в свою очередь, принадлежит кипрской Pruskanza Holding, бенефициары которой – Андрей Козлов (у него 49,5% акций), Борис Васильев (49,5%) и Павел Божко (1%), следует из данных реестра Кипра.
Производство собственных сыров у группы «Пир» пока небольшое, отмечает Груздев. Поэтому наиболее логичным следующим шагом для «Степи», уже имеющей собственное производство сырого молока и дистрибуцию, было бы приобрести или построить сырный завод, считает Груздев. Часть мощностей нового производства можно загрузить за счет налаженной дистрибуции ГК «Пир». Правда, по его словам, серьезный потенциал роста в твердых и полутвердых сырах, на которые приходится основной объем бизнеса «Пира», имеют только лидеры рынка. Они, по его мнению, из-за масштаба могут быть максимально эффективными. А вот новому игроку выходить на рынок крайне сложно, считает он. Но, имея уже налаженную дистрибуцию, это сделать значительно проще, заключает эксперт. Он напоминает, что многие крупные производители сыра наращивают производство: Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева, «Комос групп», DMK и др. В течение нескольких лет с учетом поставок из Белоруссии они могут практически полностью закрыть потребности российского рынка.
По словам Груздева, продажи сыров и сырных продуктов в России выросли в 2020 г. на 6,5% более чем до 1 млн т. Из-за введенных в пандемию ограничений россияне больше покупали продуктов в торговых сетях, что сыграло на руку группе «Пир» и позволило ей вырасти значительно быстрее рынка – сразу на 20%, говорит Груздев.
Недужко также считает интересным дальнейшее развитие направления растительных альтернатив молоку и молочным продуктам: этот рынок демонстрирует высокие темпы роста. Рост продаж подтверждает исследовательская компания NielsenIQ: за период с июня 2020 г. по май 2021 г. продажи растительного молока увеличились на 22% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В России в потреблении молочной продукции на растительные альтернативы пока приходится около 1,5%, говорит гендиректор Союзмолока Артем Белов. Их продажи растут из-за популярности у молодого поколения, отмечает он. Но высокие темпы объясняются низкой базой, сказал он. Наиболее крупные поставщики таких продуктов – Danone (бренд Alpro) и «Сады Придонья» (Nemoloko).
К 2035 г. продажи альтернативных молочных продуктов, растительного мяса, морепродуктов и яиц в мире могут увеличиться более чем в 7 раз до 97 млн т, в деньгах они достигнут $290 млрд, сообщали в совместном исследовании Boston Consulting Group (BCG) и Blue Horizon Corporation в марте 2021 г. При этом в России более востребованы будут именно заменители молока, замечал управляющий директор и партнер BCG в Москве Максим Бахтин.