Минздрав хочет ужесточить требования для онлайн-торговли рецептурными лекарствами
Это усложнит участие маркетплейсов в пилотном проектеЗаконопроект Минэкономразвития о проведении эксперимента по дистанционной торговле рецептурными лекарствами Минздрав не согласовал, рассказал источник, участвующий в разработке документа. Представитель Минэкономразвития эту информацию подтвердил.
Согласование в текущей редакции может привести к допуску к онлайн-продажам «недоброкачественных препаратов», говорится в отзыве Минздрава, с копией которого ознакомились «Ведомости». Это связано с тем, что в проекте не описано, каким образом участники эксперимента будут взаимодействовать друг с другом, сказано там. Также в нем не оговорено, что все продаваемые онлайн рецептурные лекарства должны быть внесены в систему маркировки товаров, а каждый этап реализации должен быть там зафиксирован. Представитель Минздрава лишь заметил, что необходимо отработать модель доставки, которая обеспечит безопасность пациентов.
Минэкономразвития разработало поправки в закон «Об обращении лекарственных средств» в июне. Они в порядке эксперимента дают возможность для онлайн-торговли рецептурными лекарствами, за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих препаратов. Проект разработан на основе предложений компании «Интернет решения» (ей принадлежит маркетплейс Ozon.ru), говорится в пояснительной записке. Cроки проведения эксперимента и его участники пока не определены. Эксперимент планируется провести в Москве, Подмосковье и Белгородской области, сказал собеседник «Ведомостей», участвующий в разработке документа.
Кто еще заинтересован в доставке рецептурных лекарств
Параллельно с Минэкономразвития добиться проведения аналогичного эксперимента пытается «Сбер». Как сообщал 19 июля «Интерфакс», председатель правления «Сбера» Герман Греф, а также мэр Москвы Сергей Собянин отправили письмо в правительство РФ с предложением провести с 1 января 2022 г. по 1 января 2023 г. пилот по доставке рецептурных лекарств в столице. Москва выбрана в качестве площадки для тестирования нового режима, так как столица является «лидером цифровизации в сфере здравоохранения», писал «Интерфакс» со ссылкой на письмо. «Сберу» принадлежит 40% в компании «Сбер еаптека», которая занимается доставкой лекарств. В феврале этого года федеральные аптечные сети пожаловались на нее в Генпрокуратуру. В своем обращении они написали, что сервис доставляет рецептурные лекарства, несмотря на законодательный запрет. О том, что «Сбер еаптека» занимается онлайн-торговлей такими препаратами, в 2018 г. писал «Коммерсантъ», корреспонденту которого доставили такое лекарство в редакцию.
Представитель Минэкономразвития объяснил, что, согласно поправкам, требования для участников эксперимента будут такими же, как и для аптек при продаже безрецептурных лекарств. В частности, они должны иметь две лицензии – на дистанционную торговлю и на розничную продажу препаратов. При этом, по его словам, предполагается, что все участники эксперимента будут взаимодействовать с системой маркировки. Собеседник «Ведомостей» сообщил, что «в ближайшее время» планируется провести совещание с Минздравом России по проекту закона, на котором обсудят замечания к документу и «будет выработана единая позиция».
С апреля 2020 г. в России разрешена дистанционная торговля безрецептурными лекарствами. Сначала такую возможность получили только аптечные сети, у которых не меньше 10 точек, а всем остальным, в том числе маркетплейсам, доставлять препараты было нельзя. В конце мая 2021 г. правительство сняло эти ограничения, разрешив заниматься дистанционной торговлей безрецептурными лекарствами несетевым аптекам. Фармацевтическая розница получила возможность заключать договоры с владельцами агрегаторов, чтобы размещать предложения и вести продажи с помощью их сайтов. Ответственность за условия хранения и качество таких лекарств при этом несут сами аптеки, даже если препараты куплены на сайте партнера и доставлены курьерскими компаниями. Следовательно, к системе маркировки маркетплейсы не подключаются и не получают специальных лицензий.
Требования о маркировке, которые Минздрав хочет включить в законопроект, могут отпугнуть маркетплейсы от участия в эксперименте, полагает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Интернет-компаниям придется не только подключаться к системе маркировки, но и оформлять необходимые лицензии. Для этого им придется открыть хотя бы по одному аптечному пункту, говорит Беспалов.
В «Яндекс.Маркете» намерены принять участие в эксперименте, но рассчитывают, что требования будут аналогичными требованиям для онлайн-торговли безрецептурными лекарствами, рассказал «Ведомостям» представитель компании. В Wildberries также рассматривают возможность участия, но пока не запустили доставку даже безрецептурных лекарств.
Ozon стал первой компанией на российском рынке, запустившей доставку лекарств, в 2018 г. Она тогда была запрещена законом. Компания открыла в Москве аптечный пункт и получила лицензию на фармацевтическую деятельность, а доставку оформляла через договор поручительства между заказчиком и курьером.
Представитель Ozon заявил «Ведомостям», что компания согласна с требованиями Минздрава и подтверждает, что в таком случае всем участникам эксперимента, включая маркетплейсы, необходимо будет подключиться к системе маркировки. При этом сам Ozon уже к ней подключен.
Беспалов не исключает, что Ozon, как инициатор законопроекта, может быть заинтересован в принятии наиболее жестких требований к участникам пилота, чтобы оградить себя от конкуренции.
Вопрос о легализации доставки рецептурных лекарств обсуждается уже давно, напоминает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (включает Ozon.ru, Wildberries, «Сбермаркет», iHerb, «Почту России» и др.) Артем Соколов. В частности, еще в октябре прошлого года Всероссийский союз пациентов просил об этом правительство и Минздрав. Без этого онлайн-торговля лекарствами в целом развивается медленнее, чем могла бы, считает Соколов. Сейчас доля онлайн-торговли в общем объеме продаж аптечных сетей (сюда входят и продажи через агрегаторы) составляет 8%, при этом непосредственно на доставку приходится только около 2%, говорит генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. По его прогнозам, за год с момента легализации онлайн-торговли рецептурными препаратами доля доставки может увеличиться до 5–6%.