Крупнейшие производители спиртного увеличили продажи после рекорда

Помогли пандемия и сокращение доли более мелких компаний
Рост продаж произошел, в частности, в сегменте массовой водки/ Андрей Гордеев / Ведомости

Производители крепкого алкоголя сообщили об увеличении продаж в первом полугодии 2021 г. относительно аналогичного периода 2020 г., который и так был рекордным по этому показателю. Например, Beluga Group увеличила отгрузки на 1,3% до 6,5 млн дал, Алкогольная сибирская группа (АСГ; выпускает водку под брендами «Хаски», «Белая березка» и др.) – на 2% до 3,4 млн дал. У ГК «Руст» («Русский стандарт», «Талка» и т. д.) продажи водки в натуральном выражении в России выросли на 5,6%, у «Ладоги дистрибьюшен» продажи крепких напитков увеличились на 12% год к году. Динамика в этот период была самой высокой за последние три года, отмечает представитель ГК «Руст».

Рост продаж произошел, в частности, в сегменте массовой водки, продолжает он. Это подтверждает также генеральный директор АСГ Сергей Лебедев: из-за падения покупательной способности многие потребители переходят в эконом-сегмент. Но при этом выбирают известные бренды с хорошим соотношением цены и качества, чем и объясняется рост, считает он. У Beluga Group двузначными темпами росли и премиальные напитки. Развитию сегмента крепких напитков способствовало также восстановление работы ресторанов в первом полугодии, тогда как годом ранее вводился запрет на их работу, замечает представитель «Ладоги дистрибьюшен». Представитель ГК «Руст» также отмечает рост продаж виски на 54%, ликеров – на 41%, коньяков – на 40% и т. д. Увеличение этого показателя по разным категориям спиртного отмечают и в «Татспиртпроме».

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз замечает, что продажи растут, несмотря на высокую базу прошлого года: тогда потребление алкоголя в целом выросло из-за того, что россияне не путешествовали и часто выпивали дома в период самоизоляции. Отчасти этот тренд продолжается и сейчас, говорит он. Кроме того, повлияло и повышение с начала 2020 г. акцизов на винные напитки (в них помимо вина используются и добавки), отмечает Дробиз. В итоге по цене они стали сопоставимы с вином и их потребление упало. Часть их прежних потребителей переключилась на другие алкогольные категории, считает он. Пока официальных данных Росалкогольрегулирования о продажах в рознице и общепите за первое полугодие нет. По мнению Дробиза, прирост по крепкому алкоголю составит 2–3%.

Основатель брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман не видит существенного роста потребления алкоголя. Но лидеры рынка, по его словам, увеличивают долю, с чем, вероятно, и связан рост их показателей, рассуждает он. В основном это происходит за счет вытеснения небольших производителей с полок крупных торговых сетей.

Доля крупнейших производителей растет – они все обладают популярными брендами и эффективной дистрибуцией, поэтому им уступают рынок небольшие региональные компании, согласен президент Союза производителей алкогольных напитков Игорь Косарев. Рост же продаж связан в основном с уменьшением нелегального оборота, доля которого в стране по-прежнему еще очень высока – около 30%. Этому способствует прежде всего усиление государственного регулирования, которое ведет к росту потребления легальной продукции. Например, в 2019–2020 гг. вводились меры по ужесточению оборота медицинского спирта, благодаря которым его стали меньше использовать для производства подпольного спиртного, говорит Косарев.

Производство водки в первом полугодии сократилось на 2,5% до 33,5 млн дал, коньяка – на 2,3% до 3,7 млн дал, согласно данным Росалкогольрегулирования. Это связано с высокой базой: в апреле и мае прошлого года из-за локдауна и стресса люди пили на 10% больше, говорит эксперт.