Розничные цены на канцелярские товары перед школьным сезоном вырастут на 10–30%

Одна из причин – рост производства медицинских масок
Удорожание канцелярских товаров в оптовом звене компании будут вынуждены заложить в цену товаров на полке
Удорожание канцелярских товаров в оптовом звене компании будут вынуждены заложить в цену товаров на полке / Максим Стулов / Ведомости

Магазины по продаже канцелярских товаров планируют в августе повышение цен на весь основной ассортимент из-за роста стоимости продукции у производителей, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких поставщиков и ритейлеров. Рост оптовых цен подтверждают представители крупных производителей «Проф-пресс» и «Луч», дистрибутора Informat, а также сети магазинов «Леонардо». Больше всего в закупке у производителей подорожали тетради, ручки, альбомы для рисования, папки с файлами, сами файлы и т. д., указывает топ-менеджер одной из компаний.

В итоге удорожание канцелярских товаров в рознице составит 10–30% в среднем, говорит президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Ее оценку подтверждают гендиректор «Проф-пресс» Святослав Шалай, директор по продажам «Луча» Максим Комин и гендиректор Informat Василий Фатеев.

Увеличение закупочной стоимости связано с удорожанием основного сырья – полимерных материалов и целлюлозы, говорит Комин. Оба вида продукции выросли в цене из-за дефицита как на российском, так и на мировом рынках.

Цены на полимерную продукцию в России повторяют динамику котировок на внешних рынках: с начала года полиэтилен в Европе подорожал более чем в 1,5 раза до $2000/т, говорит консультант Vygon Consulting Артем Лебедской-Тамбиев.

Это связано, в частности, с тем, что пандемия подстегнула спрос на изделия из этого сырья, сказал Фатеев. Например, полимеры используются при производстве медицинских масок, а также пластиковой посуды и упаковки, которые стали более востребованными из-за роста доставки товаров и готовой еды, отмечает Фатеев. В частности, в России с момента начала пандемии производство медицинских масок выросло более чем в 20 раз – с 600 000 до 19 млн шт. в сутки, а количество предприятий, работающих в этой сфере, возросло с 18 до 86, сообщал в декабре прошлого года Минпромторг. Плюс к этому увеличился и импорт масок: он составил в деньгах $725,5 млн в 2020 г., что в 6 раз больше показателя 2019 г., согласно данным Федеральной таможенной службы. В Европе продажи медицинских масок выросли в 2020 г. в 5 раз более чем до $7 млрд, сообщала аналитическая компания Fortune Business Insights.

Кроме того, высокие цены на полимерную продукцию вызваны удорожанием логистики, сбоями поставок на фоне эпидемии коронавируса и форс-мажорными остановками заводов в США, говорит Лебедской-Тамбиев.

Представитель «Сибур холдинга» (крупнейшей нефтехимической компании России) подтверждает, что на мировом рынке рост цен на отдельные виды полимерной продукции в начале 2021 г. составлял около 50%. Но, по его словам, на российском рынке динамика была сдержаннее. А в последние два месяца, несмотря на продолжающийся рост стоимости углеводородного сырья, цены на внутреннем рынке cтабилизировались и даже начали снижаться. Цены на полипропилен, например, снизились на 12% по сравнению с пиковыми значениями с начала года.

Похожая ситуация и с целлюлозой: спрос на бумагу и картон увеличился из-за роста популярности доставки товаров, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, из-за пандемии выросло потребление салфеток, туалетной бумаги и других подобных изделий, добавляет он. На мировом рынке на стоимость целлюлозы влияет еще и рост спроса со стороны Китая: эта страна ввела программу по замене пластиковой упаковки на бумажную, а также с начала 2021 г. запретила импорт макулатуры, указывает топ-менеджер компании по производству канцтоваров. Целлюлоза для поставок в Китай, который является крупнейшим мировым импортером, выросла в цене с $500/т до $800/т, добавляет генеральный директор аналитической компании Lesprom Network Алексей Богатырев.

В августе перед школьным сезоном ритейлеры обычно делают масштабные закупки у поставщиков, говорит Борис Кац, директор по развитию компании «Леонардо». И удорожание, которое уже несколько месяцев идет в оптовом звене, компании будут вынуждены заложить в цену товаров на полке, указывает он. А вот «Детский мир» сделал запасы еще по старым ценам, поэтому роста в его магазинах пока не произойдет, заверил представитель ритейлера.

На рост стоимости подобных товаров уже обращали внимание производители продовольствия. В частности, Руспродсоюз (объединяет крупных производителей продуктов питания) обращался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить обоснованность роста цены на упаковку из пластика, а удорожание бумаги и картона обсуждал с Минпромторгом, напоминает исполнительный директор ассоциации Дмитрий Востриков. Ответы ведомств сводились к тому, что рост обоснован: он обусловлен увеличением себестоимости и мировыми ценами, говорит Востриков. Он указывает, что и в продуктах питания аналогичные причины роста стоимости. Непонятно, почему цены на продукты государство сдерживает, а на ресурсы для их производства – нет, сетует Востриков. Представители Минпромторга и ФАС на запросы не ответили.

Удорожание канцелярских товаров в оптовом звене компании будут вынуждены заложить в цену товаров на полке