Авария в ЮАР разогнала цены на энергетический уголь

Эксперты допускают дефицит этого вида топлива на фоне недофинансирования отрасли
Derick E. Hingle / Bloomberg via Getty Images
Derick E. Hingle / Bloomberg via Getty Images

Цены на уголь в Европе установили новый рекорд на фоне перебоев поставок из ЮАР. Эксперты допускают дефицит этого вида топлива в ближайшие годы из-за недофинансирования отрасли

12 июля стоимость угля в портах Роттердама, Амстердама и Антверпена (CIF ARA) достигла $127/т. Это рекордная цена на уголь за последние 10 лет. Причин у данного рекорда несколько. Одной из них стало произошедшее в ЮАР 3 июля крушение грузового поезда, в результате которого были заблокированы обе железнодорожные линии в порт Ричардс-Бей с крупнейшим в Африке угольным терминалом. Несмотря на то что одна из линий возобновила работу уже 5 июля, ограничения на вывоз угля сохраняются до сих пор. На этом фоне его стоимость растет как в Европе, где с начала июля этот вид топлива подорожал на 5,2%, так и в Азии (Newcastle Coal Futures, NCF) – здесь рост составил 3,4% до $142,5/т, следует из данных Refinitiv.

Управляющий директор сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниил Каримов прогнозирует, что транспортные ограничения на вывоз угля из ЮАР сохранятся большую часть текущего месяца, в том числе из-за плановых остановок на техобслуживание железнодорожной инфраструктуры 13–19 июля. В результате, по его словам, цены останутся высокими.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что в Европе уголь в ближайшее время может подорожать до $130/т – максимального уровня с сентября 2008 г.

Есть и другие факторы, которые поддерживают высокие цены на энергетический уголь: рост спроса на электроэнергию (из-за постковидного восстановления потребления и аномальной жары), стагнация добычи в Китае, перебои добычи в Индонезии из-за сильных дождей, отмечает аналитик центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин также обратил внимание на то, что практически весь сырьевой рынок испытывает значительное инфляционное давление из-за действий регуляторов ЕС и США по насыщению рынка ликвидностью. По его словам, дорогой уголь будет стимулировать производителей из США, Австралии, Индонезии и России наращивать объемы экспорта.

По данным Международного энергетического агентства, инвестиции в угольную сферу в мире на фоне развития возобновляемых источников энергии в 2020 г. снизились почти на 9%. Так, несмотря на рекордные текущие цены на уголь, Индия в 2021 г. так и не смогла найти покупателей на 48 из 67 выставленных на продажу рудников, преимущественно энергетического угля, говорится в обзоре «Открытие Research». Эксперты отмечают, что слабый интерес инвесторов к угольному бизнесу может в среднесрочной и долгосрочной перспективе привести к дефициту этого вида топлива в мире.

Сейчас спрос на уголь в мире растет преимущественно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – из-за ввода новых электростанций и бурного развития экономик. Согласно прогнозу Минэнерго РФ, в 2021–2025 гг. наиболее быстрыми темпами спрос на уголь будет расти в Индии, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и Таиланде. Высокий спрос также сохраняется в Китае. При этом страны ЕС сокращают потребление угля из-за тренда на декарбонизацию и принятой в ЕС так называемой «Зеленой сделки» (The European Green Deal), целью которой является снижение выбросов парниковых газов до нуля к 2050 г.

По мнению Бурмистрова, глобальный тренд на декарбонизацию мировой экономики, сокращение доли угольной генерации и инвестиций в угольную отрасль может также увеличить волатильность цен на этот вид топлива: «В периоды роста потребления энергоресурсов из-за погодных условий или при возникновении проблем с отгрузками из стран-экспортеров могут возникать локальные ценовые пики».

Каримов добавляет, что, несмотря на повсеместно декларируемые цели перехода к низкоуглеродным и возобновляемым источникам энергии, сделать это быстро не удастся. При этом угольная отрасль, по его словам, уже столкнулась с недофинансированием, которое приведет к новым сбоям в производстве и потенциальному дефициту угля после 2023 г.