Wildberries начал продавать блюда из ресторанов

Это разнообразит предложение маркетплейса и поможет пострадавшему от пандемии рынку общепита
Запуск новой категории позволит Wildberries монетизировать трафик
Запуск новой категории позволит Wildberries монетизировать трафик / Андрей Гордеев / Ведомости

Московские рестораны смогут продавать готовые блюда через платформу Wildberries, сообщил «Ведомостям» представитель компании. Первым партнером маркетплейса, по его словам, уже стала сеть «Бакинский бульвар» (включает девять точек). Его представитель эту информацию подтвердил.

Меню ресторана уже появилось в разделе «Экспресс-доставка» в приложении Wildberries. Компания возьмет на себя лишь оформление заказа и оплату, доставку же будут осуществлять сами точки общепита собственными силами, говорит ее представитель. Представитель «Бакинского бульвара» отметил, что доставка – одно из приоритетных направлений для сети, но долю этого канала в ее продажах он не назвал. Компания уже работает с «Яндекс.Едой» и Delivery Club, у нее есть доставка через собственное приложение. Сейчас спрос на эту услугу особенно растет, добавил представитель «Бакинского бульвара».

До конца лета Wildberries выделит рестораны в отдельную категорию и подключит к маркетплейсу еще до 50 точек, уверяет представитель компании. С кем ведутся переговоры, он не уточнил.

Wildberries – крупнейший интернет-ритейлер на российском рынке, по данным Data Insight. Он был основан в 2003 г. супругами Татьяной и Владиславом Бакальчуками. На площадке представлены одежда, обувь, бытовая техника и электроника, косметика, автотовары, продукты питания. Продажи через маркетплейс в прошлом году достигли 413,2 млрд руб. – это на 96% больше, чем годом ранее.

За счет блюд из ресторанов расширится предложение для клиентов, говорит представитель Wildberries. С другой стороны, по его словам, это поможет поддержать ресторанную отрасль, которая второй год подряд теряет свыше 90% прибыли из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Он добавляет, что рестораторы получат доступ к большой базе покупателей (сейчас на площадке зарегистрировано 46 млн человек) и низкую комиссию, которая составит 5% от суммы заказа.

Эта комиссия ниже, чем у Delivery Club и «Яндекс.Еды», подтверждает гендиректор сети «Шоколадница» Олег Подгорный. По словам представителя Delivery Club, стандартная комиссия для размещения ресторана составляет 20%, а если доставку осуществляют курьеры сервиса – 35%. Представитель «Яндекс.Еды» данные не предоставил.

Комиссия у обоих сервисов – примерно 15–35% от суммы заказа, говорит основатель сети ресторанов «Мясо & рыба» Сергей Миронов. По его словам, точный размер определяется сервисом индивидуально для каждого ресторана или сети.

К Delivery Club сейчас подключено порядка 43 000 заведений общепита более чем в 310 городах страны, к «Яндекс.Еде» – 34 000 партнеров (включая магазины) в 177 городах.

35,3%

составило падение выручки у предприятий общественного питания по итогам 2020 г., следует из исследования Федерации рестораторов и отельеров и консалтинговой компании KPMG. Там отмечается, что при этом у тех заведений, которые изначально ориентировались на доставку или сумели быстро ее наладить, этот показатель вырос на 19%. Благодаря доставке многие заведения смогли продолжить работу даже в период самоизоляции, сохранить персонал, удержать клиентов и привлечь новых, говорится в исследовании

Запуск новой категории позволит Wildberries монетизировать трафик, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Оценить, насколько вырастет оборот маркетплейса, он не смог, отметив, что это зависит от количества партнеров, которых компания сможет привлечь на свою площадку. А этому может помешать пока еще слабое развитие сегмента доставки у самих ресторанов, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. К примеру, по словам представителя «Яндекс.Еды», своими силами сейчас доставляют клиентам всего 10% от всех заказов. Организация доставки не всегда выгодна ресторанам, так как требует затрат на логистику и зарплату штатным курьерам, а также IT-инфраструктуру, говорилось в совместном исследовании Федерации рестораторов и отельеров и консалтинговой компании KPMG «Влияние доставки на рынок общественного питания», проведенного в апреле 2021 г.

Следовательно, такое сотрудничество с маркетплейсом Подгорный считает недостаточно интересным: например, у «Шоколадницы» число собственных курьеров невелико.

«Теремок», у которого вообще нет своих курьеров, готов начать сотрудничество с Wildberries позже, если маркетплейс будет готов доставлять из ресторанов сам, рассказал «Ведомостям» основатель сети Михаил Гончаров. Но он пояснил, что для его компании доставка – второстепенный канал продаж. В торговых центрах на него приходится всего 5–7%, так как посетители торговых центров, как правило, предпочитают поесть сразу после похода по магазинам. В точках на улицах доля доставки выше – 15–30%, отметил Гончаров.

В то же время он признает, что из-за коронавирусных ограничений доля доставки в продажах сети стала расти. С ним согласен и Подгорный, который говорит, что с момента их введения продажи через доставку увеличились на 30%. Сейчас, когда из-за ограничений рестораторы теряют выручку, чем больше дополнительных каналов продаж, тем лучше, говорит Миронов.

Бурмистров сомневается в том, что Wildberries начнет доставлять заказы самостоятельно, так как это менее маржинальный и более рискованный вид бизнеса, чем консолидация заказов. По его словам, те точки, которые не имеют собственных курьеров, но желают воспользоваться услугой, смогут привлекать сторонние ресурсы для доставки, например «Яндекс Go».

По словам Федора Вирина, партнера Data Insight, среди российских маркетплейсов примера сотрудничества с ресторанами пока нет. Это подтверждают и сами компании. Представитель «Сбермаркета» сообщил, что планов продавать блюда из ресторанов нет.