Авиакомпании просят отменить проверки пилотов и бортпроводников на COVID-19

Нововведения чреваты сбоями в расписании, согласны эксперты
Из-за новых требований авиакомпании могут скорректировать графики полетов на юг и в другие регионы
Из-за новых требований авиакомпании могут скорректировать графики полетов на юг и в другие регионы / Евгений Разумный / Ведомости

Российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) написала письмо в Роспотребнадзор с просьбой отменить обязательную вакцинацию или прохождение ПЦР-тестов для экипажей, летающих в регионы, где введено такое требование («в частности, в Краснодарский край», отдельно уточняется в письме). Копия письма от 30 июня на имя замглавы ведомства Елены Ежловой есть в распоряжении «Ведомостей», ее подлинность подтвердили в АЭВТ.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев 24 июня ввел антиковидные ограничения для туристов – с июля при заселении в гостиницы и отели отдыхающие должны предоставить сертификат о вакцинации или отрицательный ПЦР. Новые требования распространяются и на членов экипажей воздушных судов. Часть экипажей выполняет обратные рейсы с юга не в день прилета, а на следующий или через день. На время отдыха их заселяют в местные гостиницы.

«В связи с тем что планирование экипажей носит непрерывный по дням характер работы, невозможно обеспечить всех ПЦР-тестированием каждые три дня», – говорится в письме АЭВТ. Кроме того, пилоты и бортпроводники перед каждым рейсом и так проходят предполетный медосмотр, согласно приказу Минтранса от 22 апреля 2002 г., указано в документе. Председатель АЭВТ Владимир Тасун просит сделать исключение для членов экипажей таких рейсов.

Как пояснил «Ведомостям» старший вице-президент ассоциации Александр Виндермут, сама процедура ПЦР-тестирования длительная, а экспресс-тесты в этой ситуации не принимаются. «Специальные медучреждения берут биоматериал, нужен день, чтобы его забрать. А они работают только в дневных условиях. Затем они отправляют его в лаборатории для анализа и получают результат на второй день. Уже минимум одни сутки исчезли из графика экипажа, который составляется на предстоящий месяц», – объясняет Виндермут.

По прогнозу АЭВТ, из-за новых требований авиакомпании могут скорректировать графики полетов на юг и в другие регионы, где введут ограничения. «Не все авиакомпании пока оценили, каковы будут последствия, но изменения точно будут. Даже усиленная работа внутри авиакомпаний по стимулированию вакцинации среди сотрудников требует времени», – заключает Виндермут.

«Аэропорты [юга] получают от авиакомпаний просьбы помочь урегулировать процесс расселения экипажей в гостиницы. Проблемы касаются и пассажиров задержанных рейсов. Властям края необходимо урегулировать этот вопрос в самое ближайшее время», – сообщил «Ведомостям» представитель аэропортового холдинга «Аэродинамика» (управляет аэропортами Сочи, Краснодара и Анапы). Он добавил, что на ближайшие две недели существенных сокращений программ полетов не наблюдается.

В аэропорту Геленджика тоже не фиксировали массовых отмен рейсов. Но как ситуация будет развиваться далее, сказать пока сложно, признался представитель аэропорта. Он добавил, что почти 100% рейсов в Геленджик разворотные, т. е. экипаж не заселяется в гостиницы, а сразу выполняет обратный рейс. Представитель авиакомпании S7 сообщила, что компания не планирует отменять рейсы на юг из-за нововведений. Отмены рейсов удается избежать и в Red Wings, уточняет представитель перевозчика. Но «несколько десятков членов экипажей Red Wings еженедельно сдают ПЦР-тесты в Москве только для полетов в Краснодарский край, это приносит дополнительные расходы, усложняет планирование работы экипажей», подтверждает он.

«Сильнее всего новая мера ударила по «Победе», у которой в южных городах экипажи работают по принципу эстафеты – прилетевший состав остается на отдых, а обратный рейс обслуживает уже отдохнувший. У «Аэрофлота» тоже есть длинные рейсы из Мурманска, Архангельска или Красноярска в Сочи, после которых сотрудники заселяются на отдых в гостиницы», – объясняет «Ведомостям» представитель одной крупной авиакомпании. Представители «Аэрофлота», «Победы», «Уральских авиалиний», Utair не ответили на запрос «Ведомостей». Но источник, близкий к топ-менеджменту «Победы», рассказал, что лоукостер ежедневно размещает по 50 человек на предполетный отдых в Сочи. «Сейчас мы думаем о сокращении программы регионального разлета на 40–50%», – добавил он.

По данным младшего партнера Bain & Company Сергея Зайцева, на рейсы в Краснодарский край в июне приходилось 25% всех перелетов по России. За первые пять месяцев 2021 г. авиакомпании перевезли внутри страны 28,8 млн человек.

Ведущий эксперт Центра инфраструктурных проектов ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что нововведения властей региона чреваты задержками, отменами рейсов, общим сбоем в логистике авиаперевозок. «Самый рискованный сценарий – если у кого-то из членов экипажа определится коронавирус уже по прилете или будет ложный положительный результат. Тогда никто никуда не полетит. Или авиакомпании придется приглашать резервный экипаж, из-за этого начинает рваться вся логистика. Задача решаема, но не в летний период, когда огромный турпоток, и не в разгар коронавируса», – объясняет эксперт.