«Газпром» отказывается от дополнительных поставок через Украину

Это может ускорить запуск «Северного потока – 2», считают эксперты
Чистая прибыль «Газпрома» в большей степени зависит от цены газа, чем от объемов его экспорта
Чистая прибыль «Газпрома» в большей степени зависит от цены газа, чем от объемов его экспорта / Gleb Garanich / Reuters

«Газпром» отказался от бронирования дополнительных мощностей на июль для транзита газа через газотранспортную систему (ГТС) Украины, сообщил 29 июня «Интерфакс» со ссылкой на данные электронной Regional Booking Platform. В то же время спотовые цены на газ в Европе продолжают бить рекорды. По данным Refinitiv, по состоянию на 29 июня стоимость газа на нидерландском хабе TTF пробила отметку $400 за 1000 куб. м. В бюджет «Газпрома» между тем заложена средняя экспортная цена газа $170 за 1000 куб. м. А в феврале 2021 г. руководитель финансового департамента компании Александр Иванников сообщал, что средняя цена экспорта в текущем году превысит $200 за 1000 куб. м.

Установившаяся в Европе аномальная жара привела к увеличению потребления газа, что приводит к дефициту энергоносителя и сокращению объемов закачки в подземные хранилища газа (ПХГ). По состоянию на 27 июня уровень запасов в европейских ПХГ по-прежнему находился на многолетних минимумах – 46,6%, свидетельствуют последние актуальные данные Gas Infrastructure Europe. С начала лета объемы закачки топлива в газовые хранилища ниже пятилетних среднегодовых значений на 40%.

Заключенный в конце 2019 г. пятилетний контракт «Газпрома» с Украиной, как писали «Ведомости», предусматривает транзитные поставки в объеме 225 млрд куб. м газа за $7,2 млрд. Тариф за прокачку рассчитан по ставке $2,66 за 1000 куб. м газа на 100 км. При этом в контракте зафиксировано условие «качай или плати», т. е. «Газпром» обязан вносить фиксированную плату, даже если компания прокачивает меньший объем газа. В прошлом году «Газпром» должен был прокачать через Украину 65 млрд куб. м, но прокачал лишь 55,8 млрд куб. м.

При этом контракт позволяет «Газпрому» бронировать дополнительные транзитные мощности, что в условиях дефицита газа на европейском рынке позволило бы газовой монополии заработать за счет дополнительного объема поставок. Но в таком случае ставка за прокачку будет выше базовой в 1,1–1,5 раза (в зависимости от сроков бронирования трубы).

Несмотря на возможность поставлять в ЕС больше газа украинской ГТС, «Газпром» в 2021 г. уже дважды – в апреле и мае – отказывался от бронирования дополнительных мощностей, выставляемых на аукцион «Оператором ГТС Украины». При этом в июле отказ «Газпрома» от возможности воспользоваться украинской трубой совпадет с плановыми ремонтами других экспортных газопроводов. «Северный поток» мощностью 170 млн куб. м в сутки встанет на профилактику с 13 по 23 июля, а «Ямал – Европа», позволяющий прокачивать около 100 млн куб. м в сутки, прекратит работу с 6 по 10 июля.

Это может стать дополнительным фактором, способствующим росту цен на газ в Европе, считает старший аналитик Альфа-банкам Никита Блохин. Это может сыграть на руку «Газпрому», отмечает он, позволяя компании максимизировать прибыль. При этом он подчёркивает, что компания в полной мере выполняет свои долгосрочные обязательства по поставкам газа в Европу, а значит, с юридической точки зрения, претензий к газовой монополии быть не может. Так, производить дополнительные поставки через электронную торговую платформу (для продажи газа в Европу — «Ведомости») «Газпром» не обязан, отмечает он.

С точки зрения выполнения компанией договорных обязательств потребности в дополнительных мощностях у компании сегодня нет, подтверждает старший аналитик BCS Global Markets Рональд Смит. Блохин добавляет, что такая стратегия позволит российской компании не только сохранить сложившийся дефицит и высокие цены на европейском рынке газа, но и обосновать необходимость ввода дополнительных экспортных мощностей. В частности, рынок спекулирует на том, что нынешняя ситуация подтолкнёт европейцев к поддержке «Северного потока-2» мощностью 55 млрд куб. м в год (столько же, как и действующий «Северный поток»), говорит он. Однако вопрос запуска и эксплуатации нового экспортного газопровода, по его словам, «имеет глубокую политическую подоплеку». Поэтому текущая рыночная ситуация на газовом рынке не будет ключевым фактором, влияющим на судьбу этого проекта, признаёт эксперт.

«Чистая прибыль «Газпрома» в большей степени зависит от цены газа, чем от объемов [его экспорта], – добавляет Смит. – А товарно-сырьевые рынки могут чутко реагировать даже на небольшие изменения в балансе спроса и предложения. Если «Газпром» увеличит прокачку, скажем, всего на 10%, то цена на газ в Европе упадет гораздо сильнее. То есть для самой компании это обернется упущенной выгодой».

В сложившейся ситуации очень соблазнительно увидеть политический подтекст, но в данном случае «Газпром» руководствуется исключительно рыночными интересами, считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. По его мнению, на фоне наблюдаемого на европейском рынке дефицита газа запуск «Северного потока – 2» оправдан именно с экономической точки зрения. В этой ситуации, по мнению Смита, шансы на более быстрый запуск прокачки по «Северному потоку – 2» повышаются. «Еще 2–3 месяца назад мы в это (скорое начало поставок по газопроводу. – «Ведомости») не очень верили. Сейчас же я ожидаю, что поставки газа по обеим ниткам могут начаться уже к концу октября 2021 г.», – полагает он.

Чистая прибыль «Газпрома» в большей степени зависит от цены газа, чем от объемов его экспорта