Росавиацию попросили проверить авиакомпании из-за задержек рейсов

Новые проверки и штрафы не помогут в сложившейся ситуации, говорят эксперты
Собеседник газеты в одной из авиакомпаний утверждает, что количество задержек сейчас растет пропорционально наращиванию количества авиарейсов
Собеседник газеты в одной из авиакомпаний утверждает, что количество задержек сейчас растет пропорционально наращиванию количества авиарейсов / Сергей Бобылев / ТАСС

Общероссийское объединение пассажиров (ООП) 28 июня направило письмо главе Росавиации Александру Нерадько. «Прошу взять на контроль ситуацию с массовыми задержками рейсов авиакомпаний (зафиксированными в июне. – «Ведомости»), доложить о мерах, которые будут приняты к особо непунктуальным авиакомпаниям и аэропортам, которые объективно не справляются со взятыми на себя обязательствами по обслуживанию воздушных судов», – пишет в обращении председатель ООП Илья Зотов.

Он также предлагает Росавиации вернуться к составлению рейтинга пунктуальности авиакомпаний, который ведомство вело до 2019 г., а потом прекратило из-за отсутствия единой методики. «Объединение пассажиров готово принимать экспертное участие в этой работе, чтобы методика оценки отражала реальное положение дел в гражданской авиации», – предлагает Зотов.

В письме также приводятся данные подсчетов «Коммерсанта» по пунктуальности авиакомпаний в мае – июне 2021 г. По сообщению газеты, в этот период топ-5 российских авиакомпаний стали чаще задерживать рейсы. Сильнее всего показатель пунктуальности снизился у «Уральских авиалиний» – уже 46% рейсов в июне выполнено с задержкой более 15 минут (против 34,2% в мае). S7 в июне задержала 9,6% рейсов, «Победа» – 10%, «Россия» – 7,3%. Пунктуальность «Аэрофлота» выросла в июне к маю – 5,44% задержанных рейсов против 6,3% в мае. Задержки рейсов перевозчики объяснили сложными метеоусловиями и тем, что аэропорты в пиковые нагрузки этого лета не справляются с обслуживанием рейсов – особенно на юге.

Как писали ранее «Ведомости», авиакомпании выполняют рекордное количество рейсов на курорты Черного моря, в Калининград и Санкт-Петербург в условиях закрытых международных направлений. По этим маршрутам было заявлено в среднем в 2–3 раза больше рейсов, чем летом 2019 г. Как пояснил представитель S7, задержки в основном связаны с метеоусловиями и повышенной нагрузкой из-за высокого сезона на наземную инфраструктуру аэропортов. «Со своей стороны, мы стараемся предупреждать возможные отклонения от графика. Например, мы увеличили количество резервных самолетов в базовых аэропортах по сравнению с 2019 г.», – добавила она.

Сами операторы аэропортов юга (Сочи, Анапа, Краснодар) опровергли наличие дефицита кадров для обслуживания самолетов, а представитель аэропорта Симферополя заявил, что задержки у них связаны с поздним прибытием самолетов из пунктов отправления. В «Домодедово» утверждают, что 85,5% рейсов в мае – июне вылетели по расписанию (отклонение от плана составило не более 15 минут), что аналогично показателю мая 2019 г. Директор по связям с общественностью «Шереметьево» Анна Захаренкова сообщила, что в мае показатель пунктуальности по вылету рейсов составил 96,10%. «В мае «Шереметьево» признано самым пунктуальным аэропортом в Европе и стало вторым по пунктуальности международным аэропортом в мире, согласно рейтингу авиаагентства Cirium», – добавила она. А немногочисленные задержки рейсов могут быть связаны с приостановкой обслуживания судов во время сильных грозовых и ливневых фронтов. В «Шереметьево» также заявили о достаточном количестве производственного персонала для обеспечения плановой штатной и перспективной деятельности аэропорта.

Собеседник газеты в одной из авиакомпаний утверждает, что количество задержек сейчас растет пропорционально наращиванию количества авиарейсов и что ситуация не является из ряда вон выходящей. «Конечно, на фоне восстановления перевозок внутри страны возникают сложности с обслуживанием такого количества рейсов», – говорит он. Сотрудник одного из аэропортов считает, что единственной причины участившихся задержек нет – сыграл целый комплекс факторов. «Это и дефицит резервных бортов у авиакомпаний, и метеоусловия (например, гроза в Москве), и отдельные единичные инциденты – как выкатившийся за пределы ВПП Boeing авиакомпании Pegas Fly в Симферополе, из-за которого задержался десяток рейсов неделю назад. Много факторов возникло в один момент, а одна задержка как по цепочке приводит к следующей», – объясняет он. Топ-менеджеры сразу нескольких крупных региональных аэропортов уверяют, что в их авиахабах не наблюдается роста числа задержек рейсов.

«Многофакторность» кризиса можно проиллюстрировать историей от 26 июня, по поводу которой ООП также обратилось в Московскую транспортную прокуратуру: общественники требуют проверить задержку рейса «Аэрофлота» Москва – Симферополь в этот день. Пассажиров продержали в салоне самолета пять часов. «До момента высадки пассажиров у них не было никакой информации о вылете самолета, о причинах задержки. Температура за бортом была более 30 °C, а самолет стоял с выключенными двигателями, т. е. граждане были на борту без системы кондиционирования воздуха», – говорится в жалобе ООП.

Глава объединения Зотов указывает, что по ст. 120 Воздушного кодекса перевозчик должен был выплатить пассажирам компенсацию за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета – чего сделано не было. Рейс в Симферополь должна была выполнить «Россия» («дочка» «Аэрофлота») – но под кодом материнской авиакомпании.

«Столь длительная задержка была обусловлена несколькими факторами. Первоначально рейс задерживался не более чем на полтора часа из-за позднего прибытия воздушного судна в Москву. Во время посадки одному из пассажиров стало плохо, мероприятия по снятию его с рейса потребовали времени. Во время повторной подготовки самолета к вылету еще две группы пассажиров приняли решение отказаться от полета. На поиск и снятие их багажа, а также на осмотр их мест службой авиационной безопасности аэропорта также потребовалось время. В итоге рабочее время экипажа закончилось, что потребовало снятия всех пассажиров с рейса и замены экипажа. Воздушное судно было убрано. Пассажирам предоставлялось горячее питание и дважды прохладительные напитки, а также было предложено размещение в гостинице», – сообщил представитель «России».

«Авиаотрасль весь 2020 год летала намного меньше, чем обычно, из-за COVID-19, произошли сокращения штатов компаний, разбалансировка процессов. А сейчас по некоторым направлениям, далеко не по всем, наблюдается пиковый пассажиропоток. То есть после того, как отрасль тряхнуло ковидом и она стала слабее, многие оказались не готовы к пиковым нагрузкам. И речь идет об отрасли в целом – и авиакомпаниях, и аэропортах», – комментирует главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Но в части задержек виноваты сами компании, а не объективные факторы рынка: «Более прозорливые участники рынка набирали новый персонал на будущие пиковые нагрузки еще зимой, менее прозорливые – занимаются этим сейчас, в срочном порядке», – отмечает Борисов. При этом начинать жестко штрафовать и проверять авиакомпании и аэропорты сейчас не стоит, так как это просто «затопит индустрию», добавляет эксперт. По его мнению, остается дождаться, пока компании наберут дополнительный квалифицированный персонал для обслуживания наплыва турпотока.