РЖД объединит рестораны в своих поездах под брендом Rail Food и введет единые стандарты питания

Но готовить в поездах еду больше не будут
То, что компания не отказывается полностью от вагонов-ресторанов, дает конкурентное преимущество РЖД
То, что компания не отказывается полностью от вагонов-ресторанов, дает конкурентное преимущество РЖД / Пресс-служба ФПК

АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК, «дочка» РЖД, крупнейший перевозчик пассажиров в дальнем следовании) разместило на площадке «РТС-тендер» закупку на поиск организации, которая будет «сопровождать реализацию» новой концепции питания в поездах дальнего следования. Подведение итогов тендера намечено на 29 июня.

Как сообщили «Ведомостям» в ФПК, новая концепция питания будет реализовываться сторонними компаниями, которые купят франшизу от ФПК. Компания, которую выберут по результатам закупки, как раз займется проработкой этого проекта.

По данным источника «Ведомостей», в рамках новой концепции питания РЖД создаст зонтичный бренд Rail Food, который будет применяться не только во всех поездах дальнего следования, но и на вокзалах и станциях. В РЖД на момент подготовки материала не подтвердили эту информацию.

В ФПК отметили, что речь идет не о едином операторе питания, а о стандартизации и брендировании продукции, оформления вагонов-ресторанов, которые получат название вагоны-бистро, и формы официантов.

Чем и почем накормят в бистро РЖД

Комментарии пресс-службы ФПК: «Сейчас средний чек для комплексного завтрака, обеда или ужина составляет примерно 1000 руб. По новой концепции размер среднего чека должен снизиться до 600 руб. Меню вагонов-бистро будет включать супы, салаты, горячие блюда из мяса и рыбы, детские блюда, а также напитки и десерты. Пассажиры смогут заказать привычные блюда – куриный суп с лапшой, овощные салаты, гречку с грибами, мясную солянку, картофельное пюре, компот из сухофруктов, яблочный штрудель, чизкейк и другие блюда. Для маленьких пассажиров в меню включат макароны с сыром и сосисками, наггетсы, сырники и т. п. Пассажиры смогут выбрать – пообедать в вагоне-бистро или же забрать блюда с собой в тот вагон, где они проезжают». 

В конце мая 2021 г. в ходе брифинга генеральный директор РЖД Олег Белозеров говорил журналистам, что компания планирует отказаться от вагонов-ресторанов и сохранить их только в туристических и фирменных поездах. В дальнейшем его слова опроверг заместитель главы РЖД Дмитрий Пегов.

В ФПК «Ведомостям» также подтвердили, что речь не идет о закрытии вагонов-ресторанов. В рамках новой концепции меняется только технология приготовления и хранения блюд.

Сейчас еда готовится поваром во время движения поезда на кухне вагона-ресторана из сырых продуктов и полуфабрикатов. «В рамках новой концепции в вагон-бистро будут загружаться стерильные контейнеры с блюдами, приготовленными опытными поварами в стационарных условиях (на фабриках-кухнях владельца франшизы. – «Ведомости»).

Персонал вагона-бистро после заказа пассажира будет только разогревать и подавать блюда», – говорит представитель ФПК. Цены будут одинаковыми во всех вагонах-бистро ФПК и пассажир будет заранее знать меню, добавляет собеседник «Ведомостей».

В ФПК утверждают, что задумались над реформированием дорожного питания в первую очередь по причине нерентабельности вагонов-ресторанов. Кроме того, пассажиры недовольны сервисом и ценами.

С 2006 г. РЖД проводила открытые конкурсы на обслуживание вагонов-ресторанов. Компания, выигравшая тендер, заключала с ФПК договор аренды вагона-ресторана и все в нем делала сама: продумывала меню, отбирала персонал. «Ставки аренды зависят от востребованности маршрута поезда у пассажиров и определяются на основании отчетов об оценке. Всего таких операторов – 12, они арендуют 400 вагонов-ресторанов. У каждого из них свои цены и свои варианты блюд», – говорят в пресс-службе ФПК.

По состоянию на конец 2020 г. у ФПК 714 вагонов-ресторанов. То есть оставшиеся 314 вагонов ФПК обслуживает самостоятельно. Всего в 2019 г. в дальнем следовании РЖД перевезла 116,5 млн пассажиров, в том числе услугами ФПК воспользовались более 101,5 млн человек. Доход монополии от перевозок пассажиров в дальнем следовании в 2019 г. составил 21,7 млрд руб., чистая прибыль – 6 млрд руб. (в ковидном 2020 году убыток составил 4 млрд руб.). Услуга питания приносит РЖД не более 5% дохода от пассажирских перевозок.

Тестирование новой концепции питания пассажиров в поездах дальнего следования уже началось на отдельных направлениях, в частности по маршрутам Москва – Санкт-Петербург и Москва – Адлер. В течение года полигон тестирования может быть расширен. О точных сроках реализации концепции можно будет говорить после получения результатов теста и отзывов пассажиров, резюмировали в ФПК.

По словам члена Общественного совета при Министерстве транспорта РФ Кирилла Янкова, сейчас очень сложно судить, сколько денег сможет заработать РЖД, сменив концепцию питания: компания пока не представила проработанную концепцию. До пандемии вагоны-рестораны посещали только 10–15% пассажиров, большую часть которых составляли обеспеченные люди из вагонов класса СВ и люкс, добавил Янков.

«То, что компания не отказывается полностью от вагонов-ресторанов, дает конкурентное преимущество РЖД перед другими видами транспорта. Однако важно, какого качества будет новое питание», – подчеркнул аналитик по железнодорожному транспорту УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов.