В правительстве разгорелся спор о компенсациях авиакомпаниям за керосин

Текущий механизм демпфера не работает, но Минэнерго не считает нужным его менять
Топливо дорожает на фоне постепенного возобновления международных авиаперевозок
Топливо дорожает на фоне постепенного возобновления международных авиаперевозок / Андрей Гордеев / Ведомости

Министерство энергетики России (Минэнерго) выступило против корректировки текущего механизма компенсаций авиакомпаниям роста цен на авиакеросин – так называемого демпфера, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. Тема обсуждалась на двух совещаниях в министерстве в июне, знает собеседник «Ведомостей» на рынке авиаперевозок и подтверждает федеральный чиновник.

«Демпфер на керосин является абсолютно рабочим механизмом и включится при достижении заложенных в его формулу цен на авиатопливо – при уровне цен на нефть около $78 за баррель», – говорит представитель Минэнерго. «При $78 за нефть экспортная цена керосина будет выше 53 250 руб. за 1 т (отсечка для запуска демпфера в 2021 г. – «Ведомости»)», – поясняет старший консультант ИГ «Петромаркет» Константин Квон.

Сегодня августовский фьючерс на Brent на бирже Intercontinental Exchange торгуется на уровне $75,5 за баррель, американская нефть WTI – $73,5 за баррель. Это уже рекордные уровни с апреля 2019 г.

Демпферный механизм был разработан правительством в период резкого повышения цен на топливо в России в 2018 г., а введен в 2019 г. В случае с авиакеросином механизм должен работать так: если его экспортная стоимость превышает установленную государством ставку, перевозчикам должны компенсировать эту разницу из бюджета. Для 2019 г. ставка была на уровне 48 300 руб. за 1 т, в 2020 г. – 50 700 руб., в 2021 г. – 53 250 руб. При этом за все это время экспортные цены ни разу не превысили эти уровни и авиакомпании не получили ни рубля субсидий. «В мае 2021 г. экспортная цена достигла 48 300 руб., и она должна вырасти еще на 10%, чтобы перевозчики начали получать субсидию», – говорит Квон.

Авиакеросин подорожал к 2019 г.

За II квартал 2021 г. национальный биржевой индекс первичного рынка цен на авиатопливо вырос на 0,6% ко II кварталу 2019 г. по состоянию на 22 июня, приводит данные заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. В том числе средневзвешенная цена в июне в Екатеринбурге выросла на 2,4% к июню 2019 г., в Ростове на 0,3%, в Самаре на 1,9%, в Хабаровске на 11,2%, в Иркутске на 8,7%, в Красноярке на 11,1%, в Новосибирске на 6,8%. Снизился индекс в июне только в Москве (на 0,4%) и Санкт-Петербурге (на 1,8%), по данным на 22 июня.

Цены на керосин в российских аэропортах начали вновь активно расти весной, о чем не раз сообщали авиакомпании. По данным Росавиации, в мае средняя цена выросла на 7,5% с начала года – до 50 167 руб. за 1 т. Отрасль сразу забила тревогу: на заседании транспортной комиссии РСПП в апреле за корректировку демпфера выступили заместитель гендиректора S7 Group Дмитрий Куделькин и руководитель центра отраслевой экономики НИФИ Министерства финансов Инна Рыкова. Оба предложили снизить базовый уровень демпфера на 2021 г. до 44 100 руб. за 1 т. На проблему подорожавшего топлива указывали гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов и заместитель гендиректора по финансам «Аэрофлота» Андрей Чиханчин. Последний сообщил на телеконференции для инвесторов и аналитиков в июне, что подорожание авиатоплива – это главное препятствие для восстановления отрасли после пандемии.

В Минэнерго же считают ситуацию с ценами стабильной и называют это «восстановительным ростом» после пандемийного 2020 года: топливо дорожает на фоне постепенного возобновления международных авиаперевозок и из-за фактора сезонности – в начале лета керосин традиционно дороже и это повторяется каждый год, объясняет представитель Минэнерго.

Но керосин подорожал уже и по сравнению с 2019 г., а не только с началом этого или с 2020 г., утверждает заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров, ссылаясь на данные биржевых индексов. «То есть авиакомпании сейчас работают в ситуации, когда цены на керосин вернулись к историческим максимумам 2019 г., – говорит Шокуров. – Нефть, судя по фьючерсам на бирже, будет продолжать дорожать, подорожает и переработка, и этот груз переляжет на плечи авиакомпаний. Доходная часть перевозчиков сейчас и так сильно урезана из-за отсутствия полноценной международки, а все возможные доходы высокосезонного III квартала просто снимет нефтянка – все уйдет в керосин. В итоге долговая нагрузка увеличится еще сильнее». Ранее гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак сообщал «Ведомостям», что показатели долговой нагрузки авиакомпаний превышают нормативы в 3 раза. Оценки общей долговой нагрузки отрасли Рыбак не приводил. Но, для примера, долговая нагрузка только группы «Аэрофлот» за 2020 г. выросла на 31% до 751,9 млрд руб., а в I квартале этого года увеличилась еще на 2,6% до 753,7 млрд руб.

Представитель Red Wings подтверждает, что возвращение цен к рекордным значениям серьезно подрывает экономику перевозчиков: «Отрасль находится в кризисе, международное авиасообщение только начало восстанавливаться, а тарифы авиакомпаний сейчас заметно ниже, чем в 2019 г.». Перевозчики не могут себе позволить механически перенести возросшие затраты в стоимость билета из-за переразмеренности рынка: предложение внутри России сейчас заметно превышает спрос. Об этом говорит представитель «Аэрофлота» Михаил Демин: «Цена билета – это производная от спроса и предложения, и не существует механизма, позволяющего так просто компенсировать изменения цен на топливо соответствующим изменением цены на билет».

«К июню 2021 г. цены выросли на 20% относительно января. Но даже если бы авиакомпании перенесли дополнительные издержки в цену билетов, этот фактор обеспечил бы рост цен на билеты только на 5%. Такой рост цен не является чем-то критичным для пассажирских перевозок в высокий сезон», – считает Квон. По мнению эксперта, цены на топливо в этом году действительно растут более резко, чем в 2018 г. или 2019 г., а авиакомпаниям критично важно постараться в течение лета хотя бы частично компенсировать убытки низкого сезона и всего предыдущего года. «Рост цен на авиакеросин им, конечно, в этом не помогает. Но с другой стороны, кажется нецелесообразным поддерживать авиакомпании именно через стимулирование снижения цен на авиакеросин, цены которого лишь нормализуются после кризисного года и, вероятно, будут расти и дальше», – заключил эксперт.