Правительство вернулось к идее акцизов на сладкие напитки
Это может привести к резкому скачку ценПравительство рассматривает идею введения акцизов на сладкие напитки и уже дало поручение проработать эту инициативу заинтересованным ведомствам. Об этом «Ведомостям» сообщили два человека, участвовавших в обсуждении этого вопроса. Информацию подтвердил представитель Минсельхоза: в ведомство поступил протокол по итогам совещания у первого замруководителя аппарата правительства Валерия Сидоренко, в котором поручено предложить критерии «отнесения сахаросодержащих напитков к подакцизным».
Минфин, по словам его представителя, обсуждает с другими ведомствами вопрос о целесообразности введения акцизов на безалкогольные напитки, содержащие сахар или другие подсластители. Пресс-служба правительства отказалась от комментариев.
Два человека, близких к правительству, говорят, что рассматривается два варианта: установление ставки акциза в зависимости от стоимости напитка, второй вариант – в зависимости от содержания в нем сахара. Ожидаемый ежегодный сбор акциза оценивается в диапазоне от 10–20 млрд руб. Один из источников уверяет, что цель инициативы – забота о здоровье граждан. Другой собеседник называет основной задачей пополнение казны. Решение пока не принято, вопрос требует проработки, добавил представитель Минфина.
Минсельхоз идею не одобряет: по мнению ведомства, акцизы создают риски роста цен, снижения производства и потребления напитков. Кроме того, это может привести к сокращению числа производителей и появлению нелегального рынка напитков. Все эти факторы в итоге могут нивелировать эффект от пополнения бюджета за счет акцизов.
Сахара все меньше
Производители напитков уже и так добровольно сокращают содержание сахара. В 2019 г. Союзнапитки и их члены подписали Кодекс добровольных обязательств, один из пунктов касается снижения этого ингредиента в среднем на 10% до конца 2024 г. Например, PepsiCo сообщала о том, что меняет сахар в напитках на натуральные некалорийные подсластители и расширяет ассортимент напитков без калорий. Coca-Cola тоже продает все больше напитков без сахара или с его сниженным содержанием, уменьшает упаковку товаров и т. д., говорил «Ведомостям» представитель компании. Кроме того, компании согласились не размещать рекламу такой продукции на телевидении, радио и в печатных СМИ, целевая аудитория которых состоит преимущественно из детей до 12 лет.
Союз производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки; в него входят, в частности, PepsiCo, Coca-Cola, ГК «Черноголовка» и др.) категорически не поддерживает подобные инициативы, говорит его президент Максим Новиков. По его словам, напитки не самый главный источник сахара, на него приходится меньше 2% от его потребления в России. При этом вклад в бюджет от акцизного сбора будет незначительным, считает Новиков. Кроме того, по его словам, государству придется нести дополнительные издержки на администрирование уплаты акцизов. Может также сократиться производство, число рабочих мест в отрасли и, как следствие, бюджетные поступления. Кроме того, законом пока не установлены критерии определения подакцизных напитков. Их разработка потребует существенного пересмотра действующего законодательства, техрегламентов и др. Представитель Coca-Cola лишь добавил, что поддерживает мнение союза. Представитель PepsiCo также адресовал за комментариями к Союзнапиткам.
Более 50 стран уже ввели акциз на сладкие безалкогольные напитки, указывал в своем исследовании Аналитический центр при правительстве России. В некоторых странах эти меры признаны неэффективными: из-за негативного влияния на производство и занятость налоги отменили Дания и Словения. Из ближайших соседей подобную инициативу рассматривает Казахстан: власти предложили ставку в 7% с повышением до 45% к 2025 г. Эксперты аналитического центра посчитали, что если похожий сценарий реализовать в России, то чистый доход от акцизов составил бы в 2022–2024 гг. 149,4 млрд руб. Но с учетом снижения производства и численности персонала в отрасли, а также других планируемых мер (маркировка и повышение экосбора), поступления в бюджет вырастут только на 64 млрд руб.
По данным NielsenIQ, в период с мая 2020 г. по апрель 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом годом ранее продажи безалкогольных газированных напитков выросли на 12% в денежном и на 7% в натуральном выражении, энергетических напитков – на 33 и 36% соответственно.
Идея возникает не впервые: в 2016 г. Минфин предлагал ввести акцизы на напитки с добавлением сахара в размере 5 руб. за 1 л, доход от этого он оценивал в 25 млрд руб. в 2017 г. Позже власти решили, что в кризис это сильно ударит по бизнесу, и временно отложили эту меру.
Вероятно, дискуссия вновь активизировалась из-за планов по введению акцизов в Казахстане, предполагает советник президента Центра стратегических разработок Елена Разумова. Адвалорная ставка (т. е. тариф в зависимости от стоимости продукции) может больнее всего ударить по производителям более дорогой продукции, считает она. А расчет ставки на основании содержания сахара столкнется с множеством технологических и нормативных сложностей, добавляет она.