В 2020 году цены на импортные фармсубстанции выросли на рекордные 24%
Из них в России выпускается 75% всех лекарствВ 2020 г. цены на импортные фармацевтические субстанции, используемые в производстве лекарств, выросли на 23,9% против 15% годом ранее, говорится в исследовании аналитической компании RNC Pharma, с которым ознакомились «Ведомости». Аналитики сравнили стоимость 316 позиций, поставлявшихся и в 2020, и в 2019 гг. Всего в 2020 г. было импортировано 328 наименований субстанций. В исследовании отмечается, что такая динамика цен – абсолютный рекорд за всю историю фармрынка, более или менее сопоставимый показатель был зафиксирован только в 2015 г., когда цены на фармацевтическое сырье выросли на 19,9% против 3% в 2014 г. Тогда это было связано в первую очередь с девальвацией рубля, говорится в исследовании: доллар вырос по отношению к российской валюте на 60%, евро – на 33%.
Одной из причин рекордного показателя в 2020 г. тоже стала девальвация рубля, падение достигло 20%. За отчетный период в российской валюте оплачивалось только 15,8% всех поставок субстанций, при этом на долю доллара пришлось 69,4% всех платежей. Однако прежде всего на ситуацию повлиял дефицит сырья, возникший из-за пандемии COVID-19, отмечается в исследовании. Это подтверждают и российские производители. В 2020 г. выросла стоимость в первую очередь тех субстанций, которые используются для производства препаратов, применяемых при лечении COVID-19, рассказал «Ведомостям» главный исполнительный директор «Озон хэлскеа» (выпускает азитромицин, левофлоксацин и др.) Андрей Горшков. Это около 30 наименований, уточнил он. Это подтверждает и гендиректор «Биннофарм групп» Рустем Муратов. Речь идет о субстанциях для азитромицина, кларитромицина, парацетамола, цефтриаксона и других препаратов, уточнил он. По словам Горшкова, такие вещества импортируются из Индии и Китая и некоторые поставщики «повели себя эгоистично», ограничив отгрузки веществ в интересах производителей в своих странах. В результате дефицит возник во всем мире, и в условиях повышенного спроса цены на них действительно выросли.
Для «Биннофарм групп» по перечисленным горячим позициям рост цен на субстанции составил до 10%, «удалось минимизировать этот показатель за счет прямых контрактов с иностранными производителям», добавил Муратов. Кроме того, китайские компании уже несколько лет повышают цены вслед за изменением экологического законодательства в стране и закрытием значительного количества предприятий, не соответствующих новым требованиям, отмечается в исследовании RNC Pharma.
Из иностранных субстанций в России выпускается 75% всех лекарств, уточнил «Ведомостям» директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Поэтому подорожание сырья не может не сказываться на конечной стоимости препаратов. При этом 53% всех препаратов входят в перечень жизненно важных, предельные цены на которые устанавливаются государством, напоминает Беспалов. В результате производство части из них может оказаться нерентабельным.
Российские производители уже неоднократно поднимали этот вопрос перед властями. Так, в апреле прошлого года ряд компаний сообщали Минпромторгу о возможном прекращении производства более 50 международных непатентованных наименований лекарств, входящих в перечень жизненно важных, в том числе парацетамола, раствора глюкозы, ибупрофена и др. В числе таких компаний были «Фармстандарт», «Дальхимфарм», «Биосинтез». Об этом сообщал «Коммерсантъ». Ситуация возникла из-за падения рубля и распространения COVID-19, в связи с чем увеличился спрос на импортные субстанции, а также выросла их стоимость, указывают участники рынка. При этом по правилам регистрации цен на жизненно важные лекарства их производители могут ежегодно повышать цены на уровень инфляции, но не более чем на 6%. После этого в ноябре 2020 г. правительство утвердило новые правила, по которым цены на такие препараты стало возможно поднять в случае возникновения дефицита. Однако, по словам нескольких источников «Ведомостей» в российских фармкомпаниях, кардинально ситуация не изменилась. «Ведомости» попытались выяснить у «Фармстандарта», «Дальхимфарма» и «Биосинтеза», было ли приостановлено производство или сокращены объемы выпуска указанных компаниями препаратов, однако соответствующие запросы остались без ответа.
Исправить ситуацию с зависимостью от импортных субстанций в этом году попытался Минпромторг. Так, в марте министерство занялось разработкой нормативного акта, предполагающего введение так называемого правила «второй лишний», в рамках которого на госзакупках лекарств предполагается отдавать предпочтение поставщикам препаратов, произведенных в России по полному циклу, т. е. включая субстанции. В Минпромторге считают, что такая мера поспособствует развитию производства сырья внутри страны. Однако инициатива вызвала недовольство участников рынка и пациентов. Ряд соответствующих организаций, среди которых Национальная ассоциация производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий и Всероссийский союз пациентов, обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не вводить такое правило. Оно может привести к ограничению конкуренции и возникновению дефицита препаратов, а некоторые производители могут вообще уйти с рынка. Пока что инициатива Минпромторга реализована не была.