«Лента» договорилась о покупке розничной сети «Семья»
Сделка увеличит долю ритейлера на рынке Пермского края почти до 7%, считают в компании«Лента» договорилась о приобретении пермской розничной сети «Семья» за 2,35 млрд руб., говорится в сообщении ритейлера. По словам его представителя, сделка будет закрыта в течение лета. Ее еще предстоит одобрить Федеральной антимонопольной службе.
«Семья», подконтрольная группе компаний ЭКС бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова, владеет 75 магазинами в Перми и Пермском крае общей торговой площадью 46 600 кв. м, включая 4 гипермаркета, 27 супермаркетов и 44 магазина у дома. Они после завершения сделки будут работать под брендом «Лента».
Выручка «Семьи» в 2020 г. составила 14 млрд руб. Представитель сети на запрос «Ведомостей» не ответил.
«Лента» входит в «Севергрупп» Алексея Мордашова. По состоянию на 31 марта 2021 г. под управлением компании находилось 254 гипермаркета и 140 супермаркетов общей торговой площадью более 1,5 млн кв. м.
Выручка компании в 2020 г. составила 445,5 млрд руб. По данным «Infoline-аналитики», по этому показателю она четвертый крупнейший ритейлер в России. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров уточняет, что покупка «Семьи» глобально никак не повлияет на ее место в рейтинге, однако она позволит существенно улучшить ее позиции в Пермском крае. Гендиректор «Ленты» Владимир Сорокин это подтверждает. По его словам, компания станет крупнейшим игроком на рынке продуктового ритейла этого региона с долей в 7% (сейчас 1,3%).
Приобретение других игроков продуктового ритейла – один из немногих эффективных способов развития крупных компаний, говорит Бурмистров. Начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс» Георгий Ващенко напоминает, что на открытие небольшого магазина уходит, как правило, около двух месяцев, а новое строительство гипермаркета (а заодно и логистического центра) занимает около двух лет. В случае поглощения конкурента ритейлер получает сразу готовый портфель торговых точек и увеличивает свою долю на рынке, соглашается с ним Бурмистров. К примеру, в этом году «Магнит» договорился о приобретении за 92,4 млрд руб. сети «Дикси» (2651 торговая точка общей площадью 854 000 кв. м), что позволит компании усилить свои позиции в Москве и Санкт-Петербурге. А покупка «Лентой» сети Billa (в нее входит 161 магазин на 161 000 кв. м) за 215 млн евро даст ей возможность стать вторым крупнейшим игроком в Москве по количеству супермаркетов.
Бурмистров также отмечает, что региональные сети продают бизнес потому, что их рентабельность снижается. А поскольку они, как правило, владеют значительным пулом объектов недвижимости, им выгодней продать низкодоходный операционный бизнес федеральным игрокам и сохранить за собой высокодоходный арендный. По его словам, ключевой проблемой для собственников региональных сетей было отсутствие конкуренции между покупателями. Единственным федеральным игроком на этом рынке долгое время была X5 Group. После того как «Магнит» и «Лента» увеличили свою активность в сегменте слияний и поглощений, у этих компаний появилась возможность продать свой бизнес дороже, резюмирует эксперт.