«Роснефть» запустила сервис дорожных аптек на АЗС

Увеличение сегмента непрофильных товаров, продаваемых на АЗС, наблюдается во всем мире, говорят эксперты
«Роснефть» является оператором самой большой розничной сети на территории России (около 3000 заправок)
«Роснефть» является оператором самой большой розничной сети на территории России (около 3000 заправок) / Евгений Разумный / Ведомости

«Роснефть» запустила сервис дорожных аптек «Аптека авто» на базе автозаправочных станций, где будут продаваться безрецептурные лекарства и нелекарственные препараты, сообщили «Ведомостям» в компании. Сейчас сервис запущен в пилотном режиме на двух АЗС в Санкт-Петербурге, а в ближайшее время будет доступен еще на двух АЗС в Ленинградской области, уточнили в «Роснефти». Проект реализуется совместно с федеральной аптечной сетью «Алоэ» (более 300 аптек). Для этого в торговых залах АЗС прошла реконструкция с учетом требований, предъявляемых к оборудованию, условиям хранения и продаже лекарственных препаратов. 

«Открытие сети дорожных аптек позволяет не только расширить перечень предоставляемых АЗС «Роснефти» услуг и товаров, но также способствует поддержанию здоровья населения, что особенно актуально в условиях текущей эпидемиологической ситуации», – передала «Ведомостям» через пресс-службу вице-президент по розничному бизнесу «Роснефти» Аврил Конрой. 

«Роснефть» является оператором самой большой розничной сети на территории России (около 3000 заправок). Согласно данным компании, «Роснефть» по итогам 2019 г. заработала на продаже горячих напитков на 6% больше, чем в 2018 г., а выручка компании от реализации сопутствующих товаров и услуг на АЗС/АЗК в целом выросла на 2% (более подробных данных компания не раскрывает). Данные за 2020 г. «Роснефть» также не раскрывала, но ранее Конрой говорила, что компания нацелена довести долю сопутствующих товаров в выручке от розничного сегмента до 25%.

Увеличение сегмента непрофильных товаров, продаваемых на АЗС, наблюдается во всем мире, отметил аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Эксперт пояснил, что из-за падения цен на нефть и увеличения стоимости ее добычи рентабельность нефтяного бизнеса снижается во всем мире: «Раньше компании на АЗС зарабатывали на перепродаже топлива, однако сейчас маржинальность сокращается, во всем мире на АЗС активно развиваются продажи товаров, не связанных с нефтепереработкой». 

По словам эксперта, инициатива «Роснефти» будет актуальна на трассах с высокой проходимостью, где нет аптечных пунктов в непосредственной близости от АЗС. 

Крупнейшими в России сетями АЗС также оперируют «Лукойл» (около 2500 заправок), «Газпром нефть» (около 1400), «Татнефть» (более 600) и «Сургутнефтегаз» (около 300).

В «Газпром нефти» «Ведомостям» сообщили, что в 2021 г. компания планирует начать пилотный проект по открытию аптечных пунктов на нескольких АЗС в Московской области. По его результатам компания будет принимать решение о создании аналогичных пунктов в других регионах. В «Лукойле», «Татнефти» и «Сургутнефтегазе» не ответили на запросы «Ведомостей».

По итогам 2020 г. общая выручка от реализации сопутствующей продукции на российских АЗС «Газпром нефти» выросла на 12% и составила 23,4 млрд руб., сообщили «Ведомостям» в компании. Схожую тенденцию в прошлом году продемонстрировала и компания «Лукойл». Несмотря на сокращение клиентского трафика на АЗС, валовая прибыль от реализации нетопливных товаров и услуг на российских заправках выросла на 8% до 9,3 млрд руб. При этом за рубежом эта тенденция приобрела еще больший масштаб: на иностранных АЗС этот сегмент прибыли вырос на 10,3% до 7,1 млрд руб.

Компания «Татнефть» в 2019 г. включила необходимость развития сопутствующих сервисов на АЗС в стратегическую концепцию сети. При этом компания не раскрывала данных по выручке ни за 2019 г., ни за 2020 г.

«Сургутнефтегаз» в 2019 г. покрыл более 32% операционных расходов АЗС за счет доходов от сопутствующего бизнеса (данных за 2020 г. нет). При этом выручка от реализации сопутствующих товаров и услуг в 2019 г. составила 2,6 млрд руб.

Инвестиции в открытие аптечного пункта на АЗС могут составить около 500 000 руб., а продажи (без учета работы пунктов выдачи онлайн-аптек) в течение 3–5 месяцев после запуска могут выйти на уровень 15 000–20 000 руб. в день, полагает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

По его словам, перспективы увеличения выручки до 30 000–40 000 руб. в день будут связаны с запуском пункта выдачи онлайн-аптек, что позволит наиболее эффективно монетизировать трафик и конкурировать с обычными аптеками.

При этом эксперт добавил, что всем участникам топливного рынка в условиях снижения маржинальности основного бизнеса приходится искать возможности повышения дополнительных доходов. В частности, за счет открытия магазинов, кафе, постаматов, а теперь еще и аптечных пунктов. Бурмистров также добавил, что в странах, в которых лекарственные препараты разрешены к продаже в магазинах, АЗС давно стали важным каналом продаж фармацевтических средств.