Источники раскрыли детали сделки по продаже 5% «Восток ойл»

Оценка компании для новой сделки не ниже, чем с Trafigura
«Восток ойл» уже производит с низкой себестоимостью, с низким углеродным следом высококачественную нефть, которая будет в спросе еще долгие годы
«Восток ойл» уже производит с низкой себестоимостью, с низким углеродным следом высококачественную нефть, которая будет в спросе еще долгие годы / Vostok oil

Проект «Восток ойл» «Роснефти» оценен для сделки с консорциумом трейдеров Vitol и Mercantile & Maritime Energy не ниже, что и для более ранней сделки с Trafigura, условия сделки также сопоставимы. Об этом «Ведомостям» сообщили два источника, знакомых с ходом переговоров. Vitol и Mercantile & Maritime Energy приобретают 5% «Восток ойл», сообщила вчера «Роснефть». Закрытие сделки ожидается после получения необходимых регуляторных и корпоративных одобрений. Представители «Роснефти» и Vitol не стали комментировать возможные параметры сделки, в Mercantile & Maritime Energy не ответили на запрос «Ведомостей». 

Trafigura купила 10% «Восток ойл» 30 декабря прошлого года за 7 млрд евро, следует из отчетности «Роснефти» по МСФО за 2020 г. Таким образом, Vitol и Mercantile & Maritime Energy заплатят за 5% «Восток ойл» по меньшей мере 3,5 млрд евро, говорит эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. Инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов считает, что проект может стоить и больше. С учетом газовой составляющей проекта общая оценка «Восток ойл» может возрасти до $115–120 млрд, отмечают аналитики Bank of America. Близкие оценки и у Goldman Sachs: проект может привлечь более $100 млрд инвестиций в течение 2020–2060 гг. Исходя из этого 5%-ная доля в проекте, которую приобретают Vitol и Mercantile & Maritime Energy, может стоить 5–6 млрд евро.

«Ресурсный потенциал проекта «Восток ойл», высокое качество нефти и его экономическая модель делают проект одним из наиболее привлекательных объектов для инвестирования в мировой энергетической отрасли, что подтверждается высоким интересом к нему крупных мировых компаний и оценками ведущих инвестиционных банков», – отметил глава «Роснефти» Игорь Сечин (его слова приведены в сообщении компании). Проект представляет интерес для компаний, специализирующихся на поставках сырья, трейдинге и логистике, имеющих разветвленную клиентскую базу и каналы сбыта по всему миру и учитывающих будущую потребность поставок «зеленой» нефти, подчеркнул Сечин.

Что такое «Восток ойл»

Проект «Роснефти» «Восток ойл» включает Лодочное, Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Пайяхское и другие месторождения, которые находятся на Таймырском полуострове на севере Красноярского края. Ресурсный потенциал проекта «Восток ойл» составляет легкая малосернистая нефть, превосходящая по своим качествам нефть марки Brent. Подтвержденная ресурсная база проекта превышает 6 млрд т по нефти (с учетом газового конденсата), или 44 млрд барр. Потенциал поставки нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 г. в 25 млн т, в 2027 г. – в 50 млн т и после 2030 г. – до 115 млн т. 

Недостаток инвестиций в нефтяную отрасль, а также рост мирового населения и его благосостояния приводят к увеличению спроса на энергоносители, в связи с чем повышается необходимость в реализации проектов нового типа, говорится в сообщении «Роснефти». Для нефтетрейдеров покупка доли в «Восток ойл» привлекательна с точки зрения обеспечения долгосрочных поставок высококачественной нефти, в то время как инвестиции в разведку и добычу глобальными мейджорами снижаются на протяжении последних нескольких лет, отмечает аналитик по нефтегазовому сектору «Атона» Анна Бутко.

Нефть с проекта «Восток ойл» отличается низким содержанием серы, что может существенно сократить потребность в отдельных установках на НПЗ, что позволит снизить парниковые выбросы. «Проектными решениями предусматривается полная утилизация попутного нефтяного газа, что обеспечит проекту углеродный след на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире. Тем самым есть все основания говорить о производстве в рамках данного проекта зеленых баррелей нефти», – отмечал Сечин в ходе своего выступления на энергетической панели ПМЭФ.

«Восток ойл» уже производит с низкой себестоимостью, с низким углеродным следом высококачественную нефть, которая будет в спросе еще долгие годы, – говорил главный исполнительный директор Trafigura Джереми Вейр на энергетической панели ПМЭФ. – «Роснефть» планирует сократить такого рода углеродный след, и это, безусловно, будет гарантировать спрос на такого рода производство по мере того, как углерод будет ключевой спецификацией для выбора потребителем сырья».

Учитывая текущий тренд на экологичность и климатические цели по достижению углеродной нейтральности, такие проекты, как «Восток ойл», будут играть важную роль в поставках «экологичной» нефти, говорит управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. В условиях ужесточения законодательства ЕС, которое ограничивает деятельность нефтегазовых компаний в регионе, конкурентоспособность российской нефти может вырасти многократно, говорит она. «У проекта есть ряд существенных конкурентных преимуществ: состав нефти позволит продавать ее со значительной премией, а удачное географическое положение открывает доступ как к традиционному европейскому, так и к быстро растущему азиатскому рынкам», – заключила эксперт.

По мнению Бутко из «Атона», для нефтетрейдеров покупка доли в проекте привлекательна с точки зрения обеспечения долгосрочных поставок высококачественной нефти, в то время как инвестиции в разведку и добычу глобальными мейджорами снижаются.

«Роснефть», вероятно, оставит себе чуть более 50% в проекте, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. За счет продажи доли трейдерам «Роснефть» уже обеспечила себе сбыт сырья, говорит он. Дальнейшая продажа долей будет зависеть от предложений партнеров, отмечает аналитик. «Это могут быть как банки, так и иностранные госкомпании. Если поставки будут ориентированы на азиатские рынки, то, скорее всего, это могут быть партнеры из Индии и Китая», – не исключил он.

«Основные вложения на таких проектах требуются на первом этапе – в инфраструктуру, поэтому привлечение партнеров часто обусловлено необходимостью финансирования, – отмечает Суверов. – Но экономическая модель «Восток ойл» позволяет покрывать эти затраты за счет инвестиционных стимулов, предоставленных государством. Поэтому средства партнеров компания может пустить на укрепление своих финансовых показателей: повышение кэшфлоу и снижение долговой нагрузки. Это гарантирует акционерам, в том числе государству, повышенные дивиденды в будущем».