Эксперты оценили план Белоусова по изъятию у металлургов 100 млрд руб.
Существуют диспропорции в налогообложении добывающих компаний и металлургических, считают эксперты.Налоговая политика в металлургической промышленности должна быть пересмотрена, к такому выводу пришли опрошенные «Ведомостями» эксперты. Дискуссию спровоцировал первый вице-премьер Андрей Белоусов, который в интервью РБК заявил о «нахлобучивании» государства металлургическими компаниями. «Сейчас отчетность пришла, мы видим, — доходы металлургов возросли в разы на фоне того, что происходило. Это неплохо. И даже неплохо, что они выплачивают дивиденды. А плохо то, что все они подняли цены на внутреннем рынке в соответствии с ростом мировых цен».
По словам Белоусова это привело к дополнительным расходам бюджета при исполнении гособоронзаказа и государственных капитальных вложений на сумму в 100 млрд рублей. «Эти деньги, я считаю, они должны нам вернуть в виде налога», – сказал он. В ответ на это заявление владелец группы НЛМК Владимир Лисин посоветовал Белоусову «не чинить то, что работает».
Обе стороны апеллируют к понятию справедливости. И тут следует вспомнить исторически высокий уровень налогов для сферы добычи полезных ископаемых. «Нефтяники платят налогами в казну до 60% от конечной продукции, газовики — примерно 35-40%, металлурги — примерно 10%», – отмечает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. Доля валовых налогов (НДПИ и таможенной пошлины) в выручке горнорудных компаний одна из самых низких по отраслям и не превышает 8%, в то время как для нефтегазовых компаний этот показатель варьируется от 40 до 50%, свидетельствую расчеты Vygon Consulting.
По данным ФНС налоговая нагрузка (с учетом страховых взносов) на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составила в 2020 году 48%, на добычу иных полезных ископаемых — 12,6%, а на металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) — 5,4%, указывает руководитель направления «Налоговая политика» ЦСР Левон Айрапетян.
«Диспропорции в налоговой нагрузке между сырьевыми отраслями существовали в России исторически, а при вступлении нашей страны в ВТО в 2012 г. разрыв только увеличился в связи с принятием обязательств по снижению (вплоть до обнуления) ставок экспортных пошлин на ряд сырьевых товаров, в том числе на никель, алюминий и медь», ‒ говорил ранее инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов. По его словам, снижение пошлин не повлекло за собой компенсации потерь бюджета за счет увеличения НДПИ, при этом «в нефтяной отрасли реализация "налогового маневра" и введение отдельных дополнительных "надбавок" только увеличили налоговую нагрузку», отмечает эксперт.
Диспропорции в налогообложении сохранились в 2020 году, когда на фоне значительного снижения цен на нефть наблюдался резкий рост цен на мировых рынках черных металлов. К декабрю 2020 г. цены выросли до рекордных значений: около $155 за тонну железной руды (рост на 70% к декабрю 2019 г.), около $650 за тонну арматуры (рост на 20% к декабрю 2019 г.) и около $700 за тонну горячекатаной продукции (рост на 30% к декабрю 2019 г.). На этом фоне металлургические компании, которые в отличие от нефтегазовых в России в основном частные, продемонстрировали рекордные показатели рентабельности по EBITDA: например, 33% у ММК, 41% у НЛМК и 52% у «Северстали».
В начале 2021 г. тенденция цен к росту продолжилась: к концу апреля цены на указанные сырье и товары достигли $180, $830 и $890 за тонну соответственно. В результате за последние 5 лет цены на железную руду выросли более чем в 4 раза, а на стальную продукцию – в 3 раза, обновив исторические максимумы. Рост мировых цен нашел отражение в динамике цен на внутреннем рынке. По данным Росстата, за 2020 г. средние цены на железную руду в России выросли на 32%, а на нелегированную и нержавеющую сталь – в 2 раза. В результате за последние 3 года рост цен на данное сырье составил от 70% до 446%.
В прошлом году слабый рубль и низкая себестоимость российского металлопроката сильно сказались на росте экспорта. «Пользуясь ситуацией, невысокой динамичностью и оперативностью принятия решений, защищающих внутреннего потребителя, наряду с либеральностью антимонопольного законодательства металлурги во главе угла поставили интересы личных кошельков выше кошельков остальных граждан и экономики в целом», – подчеркивает эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Вадим Заськов.
Идея повысить налоги для добывающих компаний впервые появилась в 2018 г. вместе со «списком Белоусова». Тогда еще помощник президента Андрей Белоусов представил президенту Владимиру Путину перечень из 14 компаний горно-металлургического и химического секторов, которым было предложено платить по 0,5 трлн руб. в год. Главная причина – получение этими компаниями сверхдоходов и низкие налоги.