Концепция развития электротранспорта пополнилась водородными технологиями

Это шанс не потерять новый рынок, говорят эксперты
Sebastian Kahnert / picture alliance via Getty Images
Sebastian Kahnert / picture alliance via Getty Images

Минэкономразвития РФ работает над Концепцией по развитию производства и использования электротранспорта в России на период до 2030 г. в рамках поручения правительства по стратегическому направлению «Новая технологическая среда». В апреле министерство сообщило первые параметры будущей концепции: 1,5 млн электромобилей на дорогах страны к 2030 г., 20 000 зарядных станций, инвестиции в размере 418 млрд руб.

Но работа над документом продолжается. В распоряжение «Ведомостей» попал проект распоряжения правительства об утверждении Концепции электротранспорта, датированный 25 мая. Теперь весь комплекс мероприятий оценивается в 777 млрд руб. И в документ добавили мероприятия по локализации автотранспорта на водородных топливных элементах (ВТЭ) и созданию водородной заправочной инфраструктуры. Также пересмотрены и расширены планы по поддержке спроса в части электромобилей и автомобилей на ВТЭ.

В электромобиле источником энергии является литиевая батарея-накопитель. В водородном – генератор, производящий энергию из водорода (в баке) и кислорода (из атмосферы) за счет электрохимического процесса внутри него. Интерес к водородному транспорту в мире возник, когда стало окончательно понятно, что тяжелые седельные тягачи на аккумуляторных батареях не поедут. «Это связано с тем, что энерговооруженность литиевых батарей не позволяет на тяжелом транспорте иметь большой пробег. Для тяжелого транспорта также важна скорость перезарядки, а заправить автомобиль водородом гораздо быстрее, чем зарядить батарею. Плюс есть возможность использовать тепло от ВТЭ для обогрева кабины», – поясняет Алексей Кашин, гендиректор электрохимической компании «ИнЭнерджи», которая принимает участие в работе над концепцией. По оценке Кашина, наиболее приемлемым для нашей страны вариантом станет применение водородных топливных элементов для автобусов и большегрузного транспорта массой более 4 т.

Не водородом единым

Обновленный проект концепции развития электротранспорта подорожал почти в два раза не только из-за внедрения мероприятий по развитию водородного транспорта. 
Минэкономразвития включило в проект программу по развитию литиевого бизнеса «Росатома». Литий – один из основных компонентов тяговых батарей для электромобилей. Программа «Росатома» оценивается почти в 150 млрд руб., причем 26 млрд из них предполагается софинансировать из фонда национального благосостояния.

По данным Международного энергетического агентства (IEA), все автобусы, тяжелые и средние грузовики на планете ежегодно выбрасывают в атмосферу около 2,5 Гт парниковых газов. Для сравнения: выбросы легкового и легкого коммерческого транспорта составляют около 1,1 Гт в год.

Между тем власти ЕС требуют, чтобы к 2025 г. средний объем выбросов CO2 от тяжелых грузовиков и автобусов был сокращен на 15% по сравнению с уровнем 2019 г., а к 2030 г. – на 30%. Свои ограничения вводят и власти других стран. Производители коммерческого автотранспорта вынуждены искать альтернативы дизельному двигателю.

По прогнозам глобального объединения Hydrogen Council, объем производства автомобилей на ВТЭ к 2025 г. во всем мире составит от 3 млн до 5 млн единиц, к 2030 г. – от 10 млн до 15 млн штук. Для сравнения: ассоциация Hydrogen Mobility Europe в январе 2021 г. отчиталась, что с 2016 г. в 10 европейских странах появилось всего 630 автомобилей на ВТЭ, а в восьми европейских странах – 37 новых водородных заправочных станций. Во всем мире сейчас насчитывается только около 35 000 автомобилей на водороде, оценил замглавы департамента научно-технологического развития «Сколтеха» Тимур Гареев. И пока это преимущественно легковые модели – например, представленная еще в 2013 г. Toyota Mirai.

Пока из российских автопроизводителей «Камаз» единственный публично заявил, что в 2021 г. начинает разработку водородного грузовика и автобуса. В России есть сейчас несколько подержанных Toyota Mirai и одна водородная заправка, открытая «ИнЭнерджи» в Черноголовке.

А к 2030 г., согласно проекту концепции, таких заправок будет 1200, создание сети обойдется в 126 млрд руб. Также будет построен завод водородных топливных элементов за 38,5 млрд руб. Частично проекты профинансируются из федерального бюджета, остальное – внебюджетные средства.

Обсуждение документа продолжается, его принятие возможно не раньше конца июня 2021 г., подчеркивает источник «Ведомостей». У электротранспорта на водородных топливных элементах есть потенциал, говорит представитель Минэкономразвития. По его словам, создание инфраструктуры для водородного транспорта предполагается на горизонте 2025–2030 гг.

«По водородной «добавке» ключевой вопрос – откуда на заправках будет появляться водород: будет производиться на месте или доставляться, или иная комбинация? Этот момент в концепции не описан, хотя финансово и технологически он определяющий», – говорит Тимур Гареев из «Сколтеха». По его словам, если вообще связываться с водородом в России, то правильнее производить его на месте из подведенного природного газа. Но перспективность водородных технологий в сравнении с традиционным электродвижением менее очевидна, потому что находится на более отдаленном горизонте, считает эксперт.

«Для России автотранспорт на водороде – это возможность технологически поучаствовать в огромном рынке электродвижения. Мир на стадии формирования нового рынка, и мы можем быть в группе лидеров. Если сейчас этого не делать, то мы потом опять будем заниматься импортозамещением. А сейчас такой момент, когда мы можем сработать на опережение импорта, но нужно сконцентрировать усилия – таких зон, где для России возможен прорыв, осталось очень мало», – подчеркивает Кашин.