На рейсах «Победы» появятся пассажиры бизнес-класса
Эксперты спорят, будет ли успешным запуск стыковочных рейсов лоукостера с «Аэрофлотом»Те пассажиры, кто купил билеты класса «комфорт» и «бизнес» на стыковочный рейс «Аэрофлота», часть которого выполняет «Победа», получат на борту лоукостера особый сервис. «При посадке у пассажиров эконом-класса ручная кладь по габаритам будет как у «Победы», у пассажиров «бизнеса» и «комфорта» – как у «Аэрофлота», – рассказал журналистам заместитель гендиректора группы по стратегии, сервису и маркетингу Андрей Панов. Для премиум-пассажиров и держателей золотых и платиновых бонусных карт «Аэрофлота» будет доступна приоритетная регистрация в аэропорту и доступ в бизнес-залы. За стыковочные рейсы также будут начисляться мили, которые, правда, можно будет потратить только на билеты самого «Аэрофлота».
«Мы посчитали, сколько всего таких клиентов. Обычно не более 4–5 [человек на рейс], мы заложили – шесть. И освободили в салоне две полки, занятые аварийно-спасательным оборудованием. Оборудование разместили в потолочной нише, предусмотренной для плотов. «Победа» не летает по стандартам ETOPS (полеты увеличенной дальности над водной поверхностью. – «Ведомости»), поэтому плоты изначально у нас не размещались», – объяснил гендиректор «Победы» Андрей Калмыков.
На совместные рейсы, но уже для билетов всех классов будут также распространяться стандарты «Аэрофлота» по багажу– не 20 кг, а 23 кг на одно багажное место. Нормы для человека, который летит тем же самолетом, но только до «Шереметьево» (с билетом, купленным у «Победы»), останутся 20 кг.
Стандарты ручной клади
«Аэрофлот» пускает пассажиров в салон с чемоданом и кейсом размером 55 x 40 x 25 см, а «Победа» – с сумкой или рюкзаком 36 x 30 x 27 см. Это меньше, чем у других европейских лоукостеров: Ryanair позволяет взять на борт два предмета габаритами до 55 x 40 x 20 и 35 x 20 x 20 см. У EasyJet стандарт включает один предмет размером не более 45 х 36 х 20 см.
Запуск двусоставных рейсов «Победа – Аэрофлот» необходим для реализации стратегии группы до 2028 г., представленной в июле 2020 г.: «Аэрофлот» сконцентрируется на маржинальных дальнемагистральных направлениях, а большинство рейсов по России распределит между дочерними «Победой» и «Россией», которые на этих же рейсах заработают больше, упростив сервис.
В частности, лоукостер будет осуществлять часть рейсов в «Шереметьево», которые ранее выполнял «Аэрофлот», под теми же кодами. На первом этапе это будет 14 направлений по России (всего сейчас «Аэрофлот» летает в 58 городов внутри страны). В московском хабе пассажиры «Победы» будут пересаживаться на дальнемагистральные рейсы «Аэрофлота». Эта схема будет работать и в обратном направлении. Билет на такой стыковочный рейс (из двух сегментов) будет единым и купить его можно будет только на сайте «Аэрофлота», сообщает компания.
Примечательно, что в конце февраля, когда группа «Аэрофлот» впервые рассказала об этом проекте, речь шла о запуске двусоставных рейсов в мае. И Калмыков утверждал, что на таких рейсах «сохранятся правила провоза ручной клади и багажа, политика ценообразования лоукостера». Теперь речь идет о запуске с середины июня. Соглашение о совместной коммерческой эксплуатации рейсов (код-шеринг) «Аэрофлот» и «Победа» подпишут в начале июня, говорит источник в группе «Аэрофлот».
Будет ли единый билет на такой стыковочный рейс отличаться по цене от двух отдельно купленных билетов на те же направления, «Аэрофлот» не комментирует. Билеты на стыковочные рейсы пока в продажу не поступили.
Как пояснил «Ведомостям» источник в группе «Аэрофлот», билет на сквозные рейсы в большинстве случаев дешевле, чем на два отдельных билета на два сегмента этого рейса: «Скорее, цены будут ниже. Бывают, конечно, ситуации, когда цена равна сумме двух плеч. Это определяется множеством других рыночных факторов».
«Компании продолжают гибко донастраивать продукт, вносить изменения, в том числе в стандарты по ручной клади», – комментирует изменение условий будущих рейсов директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, отсутствие четкой стратегии по запуску стыковок – это прямое следствие ситуации на рынке: «Рынок так колбасит, что ничего ни планировать, ни считать невозможно. Все проекты запускаются в ручном режиме».
География «Победы»
Летом 2021 г. «Победа» будет выполнять рейсы из «Шереметьево» в 14 российских городов. Это Пермь, Махачкала, Чебоксары, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Нальчик, Санкт-Петербург, Сочи, Уфа, Петрозаводск, Барнаул, Владикавказ, Минводы и Ульяновск. Все эти направления будут состыкованы с дальнемагистральными рейсами «Аэрофлота» в московском хабе, пояснил «Ведомостям» представитель компании Михаил Демин.
При этом Пантелеев уверен, что сама стратегия группы вполне адекватна и отражает основную тенденцию на рынке авиаперевозок: «Пассажир готов голосовать рублем за доступность перевозок и готов отказываться от сервиса как минимум на коротких рейсах. Упрощение сервиса неизбежно, поэтому «Победа» свою аудиторию у «Аэрофлота» отвоюет».
Ведущий эксперт Центра инфраструктурных проектов Высшей школы экономики Андрей Крамаренко не согласен с этим. «Компромисс [с форматом лоукостера], на который пошла «Победа», фактически ничего не даст. Бизнес-пассажиры «Аэрофлота» «Победой» никогда летать не будут. Потому что компания позиционирует себя отнюдь не как user-friendly. Для того чтобы привлечь премиальных пассажиров, нужно обеспечить премиальный сервис, а это не только ручная кладь, но и другие кресла, другой кабинный сервис, нужно менять бортпроводников. Более 95% пассажиров «Аэрофлота» просто побрезгуют летать рейсами «Победы». Именно потому, что гендиректор последней много лет работал над соответствующим имиджем», – объясняет эксперт.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, новые правила стыковочных рейсов чреваты новыми конфликтами с пассажирами: «Есть риски, связанные с необходимостью объяснять, почему разные клиенты «Победы» будут обслуживаться по разным правилам. Это может привести к дополнительным конфликтам с пассажирами, которые не вписываются в нормы». По словам эксперта, на эти риски «Победа» пошла, чтобы помочь своей материнской компании: «Победа» сейчас безоговорочно успешна в отличие от «Аэрофлота». При этом пока между компаниями не до конца используется потенциал синергии. «Аэрофлот» ищет дополнительные точки синергии с «Победой», чтобы повысить свою конкурентоспособность и обеспечить рост доходов по группе в целом». «Победа» – единственная российская авиакомпания, которая в 2020 г. получила прибыль, «Аэрофлот» закончил год с чистым убытком в 96,5 млрд руб.