«36,6» выбирает, какие региональные аптеки купить

Компания рассматривает возможность экспансии в 20 городов России
«36,6» ранее уже работала в регионах
«36,6» ранее уже работала в регионах / Максим Стулов / Ведомости

Одна из крупнейших аптечных сетей в стране – «36,6» (бренды «36,6» и «Горздрав») хочет снова выйти на региональные рынки. Сейчас компания, согласно информации на ее официальных сайтах, представлена в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, теперь она намерена расширить свое присутствие еще примерно на 20 регионов.

Об этом «Ведомостям» рассказали два источника в других аптечных сетях. Гендиректор «36,6» Александр Кузин информацию о начале региональной экспансии подтвердил. По его словам, сеть рассматривает возможность покупки местных игроков во всех частях страны. Конкретные компании, с кем ведутся переговоры о поглощении, он не назвал. Не стал он уточнять и какое количество аптек компания рассчитывает приобрести, пояснив, что это будет зависеть от переговоров. По словам Кузина, региональная экспансия коснется в первую очередь сети «Горздрав», которая работает в формате «у дома»: цены у нее ниже, чем у «36,6». При этом компания продолжит развиваться и органически. В прошлом году она таким образом открыла 124 точки, в планах на 2021 г. превысить этот показатель, говорит Кузин.

По данным DSM Group, по итогам 2020 г. «36,6» включала в себя 1461 точку, ее продажи составляли 60 млрд руб., а доля рынка достигала 4,3%. В отчетности компании за I квартал 2021 г. в числе ее акционеров указан Московский кредитный банк, которому принадлежит 17,28%. Остальные владельцы не раскрываются.

«36,6» ранее уже работала в регионах. По данным компании, в 2007 г. у нее было 1224 аптеки в 29 российских субъектах. Примерно пять лет назад теперь уже бывшее руководство сети решило избавиться от нерентабельных точек и сосредоточиться на развитии в Москве и области, напоминает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. В результате все региональные аптеки были проданы.

Сейчас «36,6» хочет купить компании преимущественно в Воронежской, Белгородской и Ростовской областях, а также в Краснодарском крае, уверяют собеседники «Ведомостей». Впрочем, по их словам, аптечная сеть рассматривает и другие регионы. Но на данный момент ни с кем из региональных компаний ей договориться пока не удалось. Самая крупная сеть, которую может приобрести «36,6», – краснодарская сеть «Здоровье»: она включает в себя, по собственным данным, 169 точек.

Согласно рейтингу аптечных сетей отраслевого издания Vademecum, ее выручка по итогам 2020 г. составила 8,1 млрд руб. На запрос «Ведомостей» в этой компании не ответили. Еще одна крупная сеть, которой интересуется «36,6», – «Фармэконом» из Иркутской области, она управляет 160 аптеками, ее выручка за прошлый год – 7,5 млрд руб. Источник в этой компании подтвердил, что «36,6» обращалась с предложением выкупить ее бизнес, но собственники сети оказались против.

Потенциал для развития в Москве и Санкт-Петербурге у «36,6» давно исчерпан, в этих городах уже не осталось игроков, которые могли быть интересны ей с точки зрения поглощения, объясняет Шуляк ее планы по региональной экспансии.

Он отмечает, что купить региональных игроков «36,6» будет не так просто из-за разных ожиданий по цене. Компания, скорее всего, заинтересована в приобретении местных сетей с хорошими финансовыми показателями, но не готова платить за них дорого, тогда как их собственники, наоборот, либо ожидают более выгодного предложения, либо и вовсе не видят смысла выходить из прибыльного бизнеса, резюмирует эксперт. Об этом же говорят и собеседники «Ведомостей» в двух воронежских аптечных сетях, куда обращалась «36,6».

Средняя стоимость сделки на аптечном рынке составляет два месячных оборота продаваемой компании, говорит Шуляк. Но, по его словам, зачастую она включает в себя еще и премию, размер которой может зависеть от финансового состояния продаваемой компании. В этой связи он сомневается в том, что до конца 2021 г. «36,6» сможет сильно расширить свое присутствие в регионах. Органический же рост там, по мнению Шуляка, малоэффективен, так как местные рынки уже давно перенасыщены: в крупных городах с более или менее платежеспособным населением, как правило, несколько аптек соседствует друг с другом.

«36,6» не единственная аптечная сеть, которая намерена развиваться в регионах за счет приобретения местных игроков. Так же, к примеру, поступает и «Ригла» (входит в ГК «Протек» Вадима Якунина). Однако эта компания, как правило, приобретает небольших региональных игроков. Так, в прошлом году она купила 39 точек калининградской сети «Формула здоровья», а также по пять аптек архангельской «Панацеи» и камчатского «Парацельса». Свои дальнейшие планы по региональной экспансии представитель «Риглы» не прокомментировал.

«36,6» ранее уже работала в регионах